Обеспечить комфортный и бесшовный подвоз/вывоз пассажиров ВСМ – это основной принцип проектирования прилегающей инфраструктуры станций высокоскоростной магистрали, отмечают участники стратегической сессии. Сообщается о размещении вблизи станций перехватывающих парковок для автомобилей, а также инфраструктуры для электрозарядок, велопарковок, станции проката СИМ и электробайков, зон отдыха и ожидания и велобоксы для хранения велосипедов. Предусмотрено два типовых решения размещения инфраструктуры для обеспечения минимального уровня транспортного обслуживания станций ВСМ. Первое для вокзалов с пассажиропотоком более 500 тыс. человек в год, второе – с меньшим пассажиропотоком.
«В совокупности на всех четырех московских вокзалах ВСМ-1, включая Зеленоград-Крюково, можно будет пересесть на 14 станций метро и МЦД, а также на наземный городской транспорт», – сообщают участники стратегической сессии.
На презентации проекта ВСМ-1 показывали презентацию высокоскоростных вагонов. Предполагается четыре класса обслуживания. Первый класс – это 21 место. 15 пассажирских с рассадкой по схеме 2+1. Предусмотрена переговорная, в которой разместятся четверо и еще двое в купе-сьют. Ширина прохода – 650 мм, 1,2 тыс. мм – шаг между креслами, 525 мм – ширина кресла.
Бизнес-класс – 68 пассажиров, которых рассадят по принципу 2+2. Но здесь ширина прохода между креслами несколько меньше 520 мм, да и шаг между креслами – 980 мм, 480 мм – ширина кресла. Этот принцип реализован в вагоне комфорт-класса, но здесь разместят уже 230 пассажиров. В одном из вагонов комфорт-класса планируют оборудовать игровую комнату.
Стандарт-класс – это 135 мест, с рассадкой по принципу 3+2. В одном из вагонов – бистро.
«Все классы обслуживания будут оснащены современными системами безопасности, мультимедиа и связи, а также прорабатываются вопросы в части сервисного обслуживания пассажиров ВСМ-1», – сообщают участники стратегической сессии.
Итого высокоскоростной поезд – это 8 вагонов с увеличенной шириной тамбура на 454 пассажирских места. Эксплуатационная скорость – 360 км/час.
Два месяца назад, на встрече глав регионов в Твери, сообщалось о готовности конструкторской документации на 65%. Тогда же сообщили о договоре на поставку 2 головных образцов. Участники встречи подчеркивали, этот договор уже заключен, а договор на поставку еще 41 поезда – в стадии согласования основных условий.
«Проект ВСМ поддерживают лично мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. С запуском ВСМ-1 поезда будут курсировать каждые 15 минут. Жители двух столиц станут еще ближе друг другу», – сказал на встрече Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта.
Выгоды ВСМ
По данным ООО «ВСМ Две столицы», запуск ВСМ добавит в бюджет Петербурга более чем 250 млрд руб. в период реализации проекта и первых 20 лет эксплуатации, данные привел Олег Тони, директор компании – концессионера проекта.
«Значительное сокращение времени в пути приведет к росту туристического потока, что, в свою очередь, обеспечит развитие инфраструктуры и экономики, в частности, малого и среднего бизнеса. Эффекты для Санкт-Петербурга достаточно весомы. Уверен, что эти цифры говорят сами за себя», – рассказал он.
Петербург согласовал трассы ВСМ-1. Доля бюджета Петербурга – 30 млрд руб. Первые 10 млрд городской бюджет должен выделить уже в 2025 году. Инвестиции позволят нарастить турпоток в Петербург на 5,2 млн человек, но речь, подчеркивают участники сессии, идет о периоде в последующие 20 лет после запуска. Запуск ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом высвободит линию для организации тактового движения электричек по Тосненскому направлению, сказал А. Беглов.
«Мы освобождаем линию, где ходят сейчас «Сапсаны» и будем делать тактовое движение, так сказать, наземное метро. Такое движение сделали в Пушкин, Ломоносов, Красное село и ряд других наших пригородов. А вот Колпино и Тосненское направление – это сложно. Со строительством железной дороги у нас освободится линия, где мы сможем развивать тактовое движение», – продолжил он.
На данный момент на электричках, которые ходят раз в 15 минут можно добраться в Пушкин, Павловск, Ломоносов, Красное Село.
Протяженность ВСМ – 680 км. Магистраль из Москвы в Петербург пересекает Московскую, Тверскую, Новгородскую, Ленинградскую области. По плану из одной столицы в другую можно будет добраться за 2 часа 15 минут. Запуск движения запланирован на 2028 год. В будущем 2025 году, по плану, завершится проектирование ВСМ, а до конца 2024 года «ВСМ Две столицы» и РЖД намерены подписать соглашение о строительстве концессионного участка железнодорожной магистрали.
Общая стоимость реализации ВСМ Москва–Санкт-Петербург превышает 1,755 трлн руб., а с учетом закупки подвижного состава – более 2 трлн руб. Из них 648,9 млрд руб., по данным «ВСМ Две столицы», – заемные средства, еще 300 млрд руб. – средства Фонда национального благосостояния, более 328,5 млрд руб. – акционерный капитал концессионера, куда входят расходы всех шести субъектов, а также РЖД.