+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.11.2024 09:12:30
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Юрист: 8 из каждых 10 взысканий – устранение недостатков ремонта вагонов

Договоры на ремонт вагонов, как правило, содержат сходные условия, регулирующие ответственность подрядчика и порядок возмещения расходов на устранение дефектов. Наибольшее число споров с вагоноремонтными предприятиями связаны с взысканием расходов на устранение недостатков ремонта вагонов. За последний год число таких судебных споров достигло 80%.
Договор как у всех

Все договоры на ремонт вагонов с вагоноремонтными предприятиями, как правило, имеют стандартный вид и сходные условия, об этом РЖД-Партнеру рассказывает Роман Виноградов, руководитель юридической фирмы «Виноградов и партнеры». Согласно статистике юриста 20% всех исковых споров – это взыскание пени или за нарушение сроков выполнения текущих ремонтов, или за нарушение сроков ремонта запасных частей. Еще менее 3% всех судебных исков касаются взыскания убытков с владельца железнодорожной инфраструктуры. Львиная доля всех споров – взыскание расходов на устранение недостатков ремонта вагонов. За последний год число таких судебных споров достигло 80%, говорит Р. Виноградов.

«Собственники вагонов в договоре прописывают гарантийный срок: подрядчик несет ответственность за дефекты в период гарантийного срока до следующего планового ремонта. То есть подрядчик должен возмещать не только затраты на устранение дефектов, но и сопутствующие расходы (например, передислокацию вагонов, сборы за подачу-уборку)», – говорит он.

Зачастую договоры содержат описание ситуаций, при которых подрядчик отвечает за качество конкретных работ, включая конкретные коды неисправностей. Они прописаны в классификаторе «Основные неисправности грузовых вагонов»

«Заказчик обязан предоставить копию акта-рекламации формы ВУ-41М, а также документы, подтверждающие оплату выполненных работ по устранению дефектов», – добавляет Р. Виноградов.

Без этих документов подрядчик вправе во внесудебном порядке отказать в удовлетворении претензий, продолжает эксперт.

Договор индивидуальный

Со слов Р. Виноградова, в судебном процессе стороны и суд руководствуются не только договорными условиями, но и применимыми нормативными актами. Он утверждает, если стороны желают сэкономить время и не прописывают в договорах детально все условия, касающиеся ответственности, то, не исключено, такая экономия времени на этапе подписания договора отразится в потере времени в судебных спорах. Примеров – множество. Эксперт ссылается на дело, в котором АО «НефтеТрансСервис» потребовало от ООО «НВК» взыскать почти 372,5 тыс. руб. на устранения недостатков выполненных работ по ремонту вагонов. Арбитражный суд Московской области удовлетворил требование. Доводы ответчика о том, что он не несет ответственности за выявленную неисправность суд отклонил, указав, что «в договоре отсутствуют условия, исключающие ответственность подрядчика за качество работ в период гарантийного срока в отношении поглощающего аппарата (по коду неисправности 348/352)».

«Действующая судебная практика исходит из того, что рекламационный акт формы ВУ-41 считается достаточным доказательством выявленных дефектов и причин их возникновения. Судебные акты подтверждают, что подрядчик может оспаривать данные акта-рекламации, доказывая отсутствие своей вины. Но презумпция вины подрядчика действует, если вагон отцеплен по технологической неисправности в течение гарантийного срока», – подчеркивает Р. Виноградов.

Эксперт также ссылается на судебный спор между АО «Федеральная грузовая компания» и «ОМК Стальной путь». Первая – истец – требовала взыскать с ответчика почти 1,8 млн руб. В качестве доказательства вины ответчика представлены акты-рекламации формы ВУ-41М. Суд, изучив рекламацию, признал виновным в обнаруженных дефектах ответчика, «ОМК Стальной путь».

«Достоверность сведений, содержащихся в актах-рекламациях и комиссионных заключениях, в том числе о категории неисправности (технологическая неисправность) ответчиком в установленном порядке не опровергнута, контрдоказательств не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что при расследовании причин возникновения дефектов были допущены нарушения требований Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденного президентом НП «ОПЖТ», – сообщил в своем решении суд.

Отказ во взыскании расходов возможен, но только в том случае, если дефект не вызван некачественным ремонтом подрядчика, продолжает Р. Виноградов.

«Суд может освободить подрядчика от ответственности, если виновным указано другое лицо, например, не вагоноремонтное предприятие, а завод-изготовитель, а также в случаях, когда дефект находится в зоне ответственности другого лица», – приводит эксперт доводы.

Срок исковой давности – один год. Но его начинают исчислять с момента составления каждого акта-рекламации формы ВУ-41М, который подтверждает наличие дефекта, заключает Р. Виноградов.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions