Коэффициент отцепок в ТР-2 к парку подвижного состава за это время не изменился, по итогам 2023 года он составляет 0,69. Такие данные следуют из презентации, представленной на общем собрании ОПЖТ Проектно-конструкторским бюро вагонного хозяйства – филиала РЖД.
Отметим, что в 2019 году парк на сети составлял 1 млн 170 тыс. вагонов, в 2023-м – 1 млн 326 тыс.
Основная доля отцепок – примерно 67% – приходится на колесные пары. В прошлом году по причине их неисправности было отцеплено 619 тыс. вагонов (5 лет назад – 506 тыс.) Прежде всего подвижной состав браковался по тонкому гребню (425 тыс. ед. в 2023 году) и выщербинам обода колеса (около 160 тыс.)
Отцепки по состоянию тележки занимают второе место. В 2023 году неисправность этого узла стала причиной отправок в ТР-2 172 тыс. или 19% отцепленных вагонов. В сравнении с 5-летней давностью этот показатель особо не изменился.
Основная доля отцепок здесь – 37% – связана с неисправностью фрикционного клина. Еще 22% пришлась на несоответствие зазора скользуна (однако количество таких случаев сократилось), 14% – на излом пружины, 8% – на излом колпака скользуна и т. д.
Кроме того, за последние 5 лет выросли отцепки в ТР-2 по неисправностям кузова (с 26 тыс. вагонов в 2019 году до 34 тыс. в 2023-м), автосцепного устройства (с 24 тыс. до 26 тыс.), а снизились по буксовому узлу (с 38 тыс. до 27 тыс.)
Общее дело
Собственникам железнодорожного подвижного состава нужно совместно с ОАО «РЖД» и вагоноремонтными предприятиями добиваться сокращения числа внеплановых ремонтов на сети, чтобы повысить эффективность эксплуатации вагонов, подчеркивает начальник департамента вагонного хозяйства АО «СГ-транс» Виталий Зуйкевич.
На сегодняшний день фактически ни один грузовой вагон на сети не проходит весь межремонтный период без отцепок в текущий отцепочный ремонт, добавил он. Причем даже замена комплектующих на новые во время плановых ремонтов, которую проводят собственники подвижного состава, ситуацию не меняет и не приводит к сокращению ТОР.
В качестве примера, говорит В. Зуйкевич, можно привести отцепку вагонов по причине завышения/занижения фрикционного клина.
«СГ-транс», как и другие владельцы цистерн, меняют клин на новый при деповском и капитальном ремонтах в 100% случаев. Логика подсказывает, что после такой замены количество отцепок в ТОР должно снизиться. Но что мы видим на самом деле? Мы проанализировали статистику и можем сказать, что количество отцепок по завышению/занижению фрикционного клина абсолютно не изменилось, при этом отцепки вагонов концентрируются в большей степени на определенных дорогах и станциях», – сказал В. Зуйкевич.
По его словам, операторам данные вопросы нужно поднимать и совместно с РЖД искать выход из ситуации. Со своей стороны собственник открыт для обсуждений и готов содействовать решению проблемы с ТОР.
Справка:
ТР-1 – ремонт порожнего вагона, выполняемый при его подготовке к перевозке с отцепкой от состава или группы вагонов, подачей на специализированные пути и переводом в нерабочий парк.
ТР-2 – ремонт груженого или порожнего вагона с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или от сформированных составов, переводом в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.