По его мнению, это позволит ликвидировать всякого рода лазейки, серые схемы, избавиться от криминальной составляющей лесного бизнеса и сделать более удобной работу добросовестных компаний и предприятий. «В пилотном режиме система учета древесины и сделок с ней должна заработать с 1 января будущего года, а с 1 июля ее использование должно стать обязательным», – сказал он.
Для небольших производителей, и так страдающих от роста экспортных пошлин, решение о предстоящем запрете стало неожиданностью. Представители лесной промышленности заявляли, что не готовы к запрету экспорта круглого леса, потому что времени для перестройки предприятий нет, даже при дополнительных инвестициях. Пока в России не создали новых мощностей по переработке древесины, нельзя запрещать экспорт кругляка, так как это грозит потерей части экономики, отмечали участники рынка.
Некоторые высказали мнение, что подобная мера будет на руку крупным переработчикам леса, у которых зачастую есть проблема с сырьем. Но в целом запрет негативно скажется на отрасли в силу того, что строительство мощностей занимает несколько лет и переориентироваться на переработку за отведенный период участники отрасли попросту не успеют.
Вице-президент национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» Андрей Гончаров высказал позицию о том, что после вступления в силу запрета на экспорт круглого леса отечественная деревообрабатывающая промышленность сможет освоить только треть оставшегося в стране объема – около 3 млн кубометров.
По данным ассоциации, за прошлый год экспорт круглых лесоматериалов хвойных и лиственных пород составил 16 млн кубометров. Из этого объема от 8 до 10 млн приходится на пиловочное сырье и балансы, из которых можно произвести пиломатериалы или древесные плиты. Чтобы обработать оставшиеся 7 млн кубометров, необходимо примерно 35 млрд рублей инвестиций. Привлечь такое количество средств до 1 января 2022 года представляется крайне сложной задачей.
При этом при переходе от экспорта кругляка к его переработке доходность бизнеса вырастет с 4–5% до 20–30%, по прогнозам ассоциации.
По данным «Рослесинфорга», экспорт леса и лесной продукции из России в январе – ноябре 2021 года в стоимостном выражении достиг исторического рекорда – $12,5 млрд. Это на 38% больше, чем за весь прошлый год. Как объясняют эксперты, причина роста – скачок цен. Так, с начала 2021-го цены на лесную продукцию выросли на 50–100%. Основные причины подорожания древесины – сокращение объемов лесозаготовки в США, Канаде и Европе и повсеместный уход на удаленку компаний на фоне пандемии. В следующем году прогнозируется продолжение роста спроса в связи с увеличением количества новых домов, повышением объемов деревообработки и ростом производственных мощностей.
Но в то же время объемы экспорта в физическом выражении выросли незначительно. За 11 месяцев этого года было произведено более 40 млн кубометров пилопродукции, из которых 31 млн поставлено на экспорт. В целом за прошлый год на внешние рынки было отправлено 31,3 млн кубометров на $9 млрд.
В ОАО «РЖД» говорят о том, что с вводом данной меры государственного регулирования экспорт лесных грузов по железной дороге будет иметь негативную динамику. В то же время объем перевозок этой номенклатуры будет частично компенсирован за счет внутригосударственных отправок.
«Логичным следствием запрета на вывоз необработанной древесины должно стать наращивание экспорта продукции деревообрабатывающей промышленности», – говорит официальный представитель РЖД.
В компании также отмечают, что для стимулирования в данном сегменте компания ввела долгосрочную скидку в размере 35% на внутрироссийские и экспортные перевозки продукции деревообрабатывающей промышленности в крытых вагонах с Дальнего Востока. Скидка будет действовать до конца 2025 года.
Отметим, что по итогам прошлого года железными дорогами было погружено 40,7 млн т лесных грузов (-3,1% по сравнению с 2019 г.). За январь – ноябрь текущего года – 38,7 млн т (+3,9%).
В начале месяца заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило, комментируя сложности с перевозкой грузов на границе с Китаем, отметил, что новые проблемы заставляют перевозчика корректировать действия в части экспорта необработанной древесины. Меняющийся порядок вывоза лесных грузов с территории РФ направлен, как он отметил, на стимулирование глубокой переработки лесоматериалов внутри страны. «Важно будет не допустить скопления вагонов с такими грузами в пунктах пропуска», – подчеркнул А. Шило.
По данным директора по маркетингу АО «Евросиб СПб – ТС» Николая Черкезюка, по итогам 2021 года структура железнодорожных отправок лесоматериалов из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов на экспорт через сухие погранпереходы в Китай выглядит следующим образом: 42% – отправки круглого леса (подпадающего под запрет с 1 января), 33% – отправки сухого пиломатериала в контейнерах, 25% – отправки сырого пиломатериала.
Объем вывоза необработанной древесины из этих округов оценивается в 5 млн т. При этом, если посмотреть на динамику объема отправок этих номенклатур за последние 6 лет, процесс переориентации китайского рынка сбыта с круглого леса и сырого пиломатериала на пиломатериалы сухие (контейнеризированные) имеет устойчивые темпы, идет давно. «И в конечном счете, по нашим прогнозам, круглый лес бы и так сократился в объеме перевозок на этом рынке лет через 5–7 до минимума. Да, есть нормы ВТО, есть китайская приграничная инфраструктура для выпуска продукции первого передела из круглого леса, но контейнеризация готовой продукции на местах в РФ при ее явной экспортной ориентированности все равно выиграла бы (основная причина – китайские контейнерные субсидии)», – поясняет Н. Черкезюк.
Здесь стоит отметить, что, по данным ОАО «РЖД» , в январе – ноябре 2021 года по сети РЖД во всех видах сообщения было отправлено 547,7 тыс. т лесных грузов (+10,1%).
«За 11 месяцев 2021-го объем контейнерных отправок пиломатериалов на сухие погранпереходы с Китаем (Забайкальск, Гродеково, Замын-Ууд) увеличился на 1,5% по сравнению с 2020 годом. Объем отправок круглых лесоматериалов увеличился на 13%, сырых пиломатериалов – уменьшился на 11%», – говорит Н. Черкезюк.
По оценкам компании, текущая пропускная способность инфраструктуры (указанных выше станций в пересчете на обрабатываемые поезда) выбрана на 90–95%. На этом фоне крупные лесовладельцы прогнозируют высвобождение на рынке подвижного состава, задействованного ранее на этих направлениях.
«Это может повлечь профицит предложения, а следовательно снижение ставок предоставления и аренды. Введение запрета – это импульс для развития переработки леса внутри страны и производства товаров с высокой добавленной стоимостью вместо вывоза сырья за рубеж», – рассуждает директор по логистике Segezha Group (вертикально интегрированный лесопромышленный холдинг в составе группы компаний АФК «Система») Андрей Юдин.
Более глубоко этот прогноз раскрывает директор по маркетингу АО «Евросиб СПб – ТС» Николай Черкезюк. По оценкам компании, на рынке освободится до 6 тыс. спецплатформ для перевозки леса (20% от общего парка лесных платформ), из которых до 1 тыс. будут задействованы для завоза круглого леса на крупные перерабатывающие мощности в Сибири и на Дальнем Востоке. До 1,5 тыс. платформ имеют потенциал работы в Северо-Западном и Центральном федеральных округах в ближайшие 2–3 года. Из оставшихся 3,5 тыс. ед. останется потребность в 1 тыс. ед. для обеспечения дополнительного объема на вывоз сырого пиломатериала на экспорт в Китай. Остальные 2,5 тыс. ед. спишут в ближайшие два года по сроку службы.
«Рынок лесной платформы перестроится с акцентом на европейскую часть России, ничего критически страшного для него (сильный профицит парка на сети РЖД в вопросе доходности операторов) с вводом этой запретительной меры не произойдет. При этом если этот сценарий реализуется, ОАО «РЖД» потеряет груженый тариф в размере 1,5 млрд рублей в моменте, что составляет всего 3% от провозной платы за весь круглый лес и пиломатериалы на рынке (несущественно)», – комментирует Н. Черкезюк.
Сегодня на фоне подготовки к запрету на пересечение и закрытия погранпереходов с китайской стороны, по словам участников рынка, заявки не согласовываются ОАО «РЖД» в полном объеме, что приводит к срыву выполнения контрактов на 100%. Меняется логистика, и, соответственно, участники рынка несут дополнительные расходы.
Добавим, что ранее логисты также высказывали идею о необходимости дать бизнесу больше времени на перестройку и поиск ресурсов для более глубокой переработки, так как заявленные к реализации проекты по строительству новых мощностей высокого предела вряд ли будут готовы к 1 января 2022 года. К тому же они требуют не только привлечения значительных инвестиций, но и приобретения сложного оборудования и технологий. Для ускорения процесса нужен целый комплекс мер – законодательная, налоговая и инфраструктурная поддержка.