Казалось бы, это уже дело давнее. Однако оно послужило необходимым толчком к анализу коррупционной составляющей деятельности ОАО «РЖД». Тем более что эффективность антикоррупционной политики, провозглашаемой главой холдинга Олегом Белозеровым, непросто оценить в моменте, так как большинство уголовных дел разрешаются только спустя 2–3 года после совершения преступления.
Как сообщил источник, близкий к компании, в прошлом году в отношении работников ОАО «РЖД» было возбуждено 112 дел коррупционной направленности, из которых почти половина приходится на взятки (с учетом мелкого взяточничества их доля составляет более 70%). Спектр коррупционных деяний достаточно широкий – от получения взяток до служебного подлога. Значительную долю преступлений занимает злоупотребление должностными полномочиями. Наибольшее количество уголовных дел возбуждалось на полигонах Дальневосточной, Западно-Сибирской, Московской и Северо-Кавказской железных дорог. Фигурантами уголовных дел, как правило, становились руководители регионального и линейного уровней корпоративного управления. В разряд подозреваемых в коррупции в 2019 году попали и руководящие работники Куйбышевской, Северо-Кавказской и Западно-Сибирской железных дорог.
Тревожный звоночек в 2019 году дало и Уральское следственное управление на транспорте СК РФ (в его ведении – Южно-Уральская железная дорога). В 2019-м, по данным ведомства, на 25,5% выросло число возбужденных уголовных дел по выявленным коррупционным преступлениям. Руководитель управления Петр Решетников заявил, что прирост коррупционных преступлений в основном происходит за счет деятельности сотрудников железной дороги. Две трети расследованных коррупционных преступлений выявлены в сфере деятельности ОАО «РЖД» (и дочерних организаций и предприятий). В 2019 году окончено 25 уголовных дел о 114 преступлениях. П. Решетников отметил, что случаи могли быть разными – от подлога медицинских документов до незаконного использования сил и средств железной дороги на объектах, которые к ней отношения не имеют. Например, для обустройства участка знакомого коммерсанта. При этом, по его словам, размер взяток и злоупотреблений очень незначительный (10–100 тыс. руб.).
Однако это не значит, что подобного рода преступления не могут доходить до существенных сумм в рамках бюджетов подразделений компании. К примеру, в мае этого года подтвердились обвинения против начальника станции, расположенной в Котласском районе. Как полагают следователи, начальник путевой машинной станции получил взятку в общей сумме более 1,9 млн руб. Деньги предназначались за общее покровительство в рамках исполнения договора поставки металлолома. В ходе расследования уголовного дела вскрылся еще один эпизод преступной деятельности железнодорожника, связанный с хищением металла, принадлежащего ОАО «РЖД». Уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу.
Распределение дел коррупционной направленности по функциональным филиалам в 2019 году показало, что антилидерами стали сотрудники Дирекции тяги, на которую приходится 35% преступлений, а также управления движением (21%) и инфраструктуры (13%). Можно вычленить явные доминанты коррупционных нарушений в зависимости от функционала филиала компании. В ЦТ превалирует мелкое взяточничество, обусловленное в основном поборами работников РЖД (локомотивных бригад) за сокрытие правонарушений либо в обмен на какие-либо другие преференции. В Центральной дирекции управления движением превалируют крупные взятки, поскольку взяткодателями выступают контрагенты. Незаконные выплаты предлагаются в основном за покровительство, выражающееся, например, в ускоренной подаче и уборке вагонов, содействии в пропуске железнодорожных составов и другой незаконной помощи. А вот для ЦДИ характерны преступления, связанные с присвоением или растратой, а также выплатой вознаграждения за принятие невыполненных работ или ускорение принятия технического обслуживания, а также сокрытие незаконной деятельности. Имеет место и злоупотребление служебным положением, включая случаи привлечения работников дирекции к выполнению работ, не предусмотренных трудовыми договорами.
При этом коррупция зачастую соседствует с мошенничеством. Так, к примеру, в мае этого года Новосокольническим районным судом Псковской области вынесен приговор в отношении бывшего технического директора коммерческой организации, выступавшей подрядчиком ОАО «РЖД». Мужчина в 2015–2016 гг., действуя в рамках заключенного договора с холдингом, не организовал выполнение работ по ремонту железнодорожного пути на участках в Великолукском районе Псковской области: он договорился с руководителем структурного подразделения ОАО «РЖД», которому позже передал взятку в размере более 2 млн руб., на систематической основе подписывать акты сдачи-приемки выполненных работ по договору. При этом фактически запланированные работы не проводились. Таким образом, он осуществил хищение денежных средств ОАО «РЖД» на сумму более 16 млн руб. Расследование дела в отношении руководителя структурного подразделения ОАО «РЖД» продолжается.
По данным источника, близкого к компании, анализ информации о возможных коррупционных делах в I квартале 2020 года свидетельствует о существенном (на 35%) снижении их количества по сравнению с аналогичным периодом 2019-го: с 20 до 13. На полигонах 9 железных дорог фактов преступлений коррупционного плана не зарегистрировано. Однако такая ситуация может быть следствием, во-первых, сокращения пассажирских перевозок и, во-вторых, введением особых режимов следования грузовых поездов. В нестабильной обстановке сложнее вести любого рода договорные неофициальные отношения, что и дало снижение обозначенного показателя. Генеральная прокуратура Российской Федерации в целом фиксирует, что за январь – март 2020 года уменьшилось на 3,8% количество преступлений коррупционной направленности. Применительно к транспортной сфере снижение составило 20,5%.
Наибольшее количество уголовных дел в 2020 году возбуждается на полигонах Западно-Сибирской, Северо-Кавказской и Московской железных дорог. Среди филиалов основная доля приходится на Центральную дирекцию управления движением (46%) и инфраструктуры (15%). Возросла доля возможных уголовных дел в хозяйстве «Трансэнерго». В структуре преступлений все еще доминирует взяточничество.
По данным другого источника, мониторинг еще одного канала поступления информации – антикоррупционной горячей линии ОАО «РЖД», на которую в основной массе обращаются именно работники компании, – показал, что в I квартале 2020 года поступило на 76% больше обращений, чем за аналогичный период 2019-го. Наибольшее количество обращений – с полигонов Московской, Дальневосточной, Южно-Уральской, Октябрьской, Красноярской и Горьковской железных дорог.
Приволжский транспортный прокурор Тимур Кебеков отметил, что коррупция является системной угрозой самого высокого порядка для существующих в Российской Федерации общественных отношений. Особая опасность распространения коррупции в образовании обусловлена вовлеченностью значительного количества лиц в коррупционные связи. При этом вероятность вовлечения в коррупционную деятельность руководящих работников ОАО «РЖД» достаточно высока, что подтверждают уже раскрытые дела. Можно вспомнить, к примеру, что в июне 2019 года суд вынес обвинительный приговор в отношении заместителя начальника Южно-Уральской железной дороги. Следствию удалось доказать факты систематического присвоения и растраты вверенного имущества, а также использования заместителем начальника трудовых ресурсов и оборудования РЖД в личных целях. А в конце 2018-го дело было возбуждено против бывшего начальника Свердловской железной дороги, которому вменялось получение взятки более 700 тыс. руб. за общее покровительство при распределении контрактов РЖД в 2015–2016 гг.
Однако при всей пестроте картины следует признать, что на данный момент большинство разбирательств инициируется по поводу мелких коррупционных преступлений и носит, скорее, хаотичный характер. Между тем для изменения положения дел в структуре в целом нужна комплексная борьба: на первый план должно выйти выявление системных проблем, способствующих формированию почвы для правонарушений, определение причин коррупционных преступлений и утверждение неотвратимости наказания для любого работника холдинга невзирая на ранги и прошлые заслуги. Только в этом случае можно окончательно переломить ситуацию.