По данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», больше всего снизилась активность в отправках сырой нефти – их стало примерно на треть меньше. Это случилось на фоне уменьшения объемов сделок в РФ на споте.
Сказалась неопределенность ситуации на товарных рынках. В начале марта, например, объемы продажи нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже резко упали – участники рынка просто поставили на паузу покупки топлива.
Ситуация была похожа на шок в начале пандемии в 2020 году. Правда, в начале нынешней весны сокращения потребления не наблюдалось. Однако клиенты затруднялись с прогнозами на перспективу: из-за нарушения логистических цепочек было не очень понятно, кто и в каком объеме будет покупать продукты нефтепереработки.
В дальнейшем стало ясно, что на НПЗ производство не останавливалось и на АЗС внутри РФ машины продолжали заправляться. Оставалось определиться экспортом. Иными словами, кто сможет оплатить поставки на экспорт и как эти деньги получить грузоотправителю в РФ?
Темные нефтепродукты ушли на дно
Традиционно на РЖД динамику перевозок определяют темные нефтепродукты, поскольку они преобладают в объемах. И это объясняет, почему нефтегрузы в марте ушли вниз.
В отрицательной зоне оказалось не только сырье, но также мазут (-9,5%). Причем что касается мазута, то во многом снижение железнодорожных перевозок произошло из-за падения объемов экспорта через российские морские порты на Северо-Западе и Юге РФ.
При этом транспортировки мазута в дальневосточные порты увеличились за счет транзита, по данным системы мониторинга Vortexa, в Малайзию, Бруней, Сингапур и Китай.
Вместе с тем, как отметили аналитики Argus, перевозки мазута через железнодорожные погранпереходы в ЕС остались в марте в среднем на прежнем уровне. А доставки мазута в балтийские порты даже немного выросли из-за прибавки транзита в Гибралтар и Египет.
В марте сократились объемы транспортировок мазута и на внутренних маршрутах – правда, не в такой степени, как на экспортных направлениях, а значительно меньше. Сказалось завершение отопительного сезона.
Также снизились перевозки по РЖД прочих темных нефтепродуктов (-12,6%). Из группы темных нефтепродуктов выросли только отправки битума (+8,5%). Причем в основном за счет поставок на внутренний рынок – на фоне активизации спроса на битум в дорожном строительстве.
Керосин притормозил
Светлые нефтепродукты продемонстрировали разнонаправленную динамику.
Керосин, например, ушел вниз (-26,7%) на фоне общего сжатия размеров авиаперевозок. К тому же сейчас приходится сравнивать с относительно высокой базой: как отметили эксперты, в начале прошлой весны был отмечен некоторый всплеск спроса на воздушные перевозки.
Тогда казалось, что в мире стали восстанавливать авиасообщение между странами. Соответственно в ЕС произошел всплеск спроса на российский керосин, поскольку его предлагали в РФ по умеренным ценам.
Однако сейчас керосину от отечественных НПЗ сложно пробиться на западный рынок. Это с одной стороны. А с другой – в ЕС авиарынок вопреки ожиданиям так и не вышел на допандемийный уровень. И спрос на керосин на нем восстановится не раньше конца 2022 года, отметил главный экономист Argus Дэвид Файф. В ЕС сохраняются проблемы с мобильностью населения. В частности, из-за высоких цен на авиатопливо.
Соответственно ситуации в марте сложилась динамика железнодорожных перевозок керосина на экспортном направлении. А на внутреннем рынке, по данным экспертов ГТЛК, пассажирские авиаперевозки в 2022 году сократятся на 10%. Так что и в данном сегменте никак не складывался прирост погрузки керосина.
Бензин оказался в цене
Иная ситуация сложилась с бензином: его перевозки по РЖД выросли в марте на 1% – на фоне оживления внутренних автоперевозок и накопления запасов для старта посевной кампании. Причем поскольку трейдерам потребовалось в марте срочно пополнить большие объемы топлива, то они активнее вывозили бензин в железнодорожных цистернах.
Примерно четверть от суммарных объемов перевозок бензина в марте по РЖД были отправлены на экспорт. В ЕС хотя и заявили, что постараются отказаться от российского бензина, тем не менее его активно потребляли.
А вот спрос на российское дизельное топливо сократился. Соответственно его экспорт по РЖД снизился более чем на 40%. Такие потери не мог заместить ощутимый рост железнодорожных перевозок по внутренним маршрутам. Поэтому в итоге перевозки дизтоплива в марте 2022-го остались примерно на уровне аналогичного периода прошлого года.
Еще более глубоко ушла вниз динамика железнодорожного экспорта минеральных масел и смазки: он сократился в 1,7 раза. При этом на внутреннем рынке их перевозки тоже снизились, но незначительно. В итоге падение железнодорожных отправок минеральных масел и смазки составило 43%.
Аналогичный тренд коснулся и прочие светлых нефтепродуктов. Из-за ощутимого снижения экспорта суммарный итог также ушел в минус. Впрочем, не такой глубокий, как у предыдущей номенклатуры, – он зафиксировался на уровне 18%.
Ограничения на пути экспорта
Итак, основной причиной снижения железнодорожной погрузки нефтегрузов стал экспорт. Его объем в марте осуществлялся фактически лишь в рамках долгосрочных контрактов. Нефть по ним прокачивается в основном по трубе.
По РЖД следуют прежде всего спотовые поставки. А такие продажи нефтепродуктов оказались в марте значительно ограниченными как из-за проблем с получением оплаты за сделки с российскими грузами, так и с организацией логистики вследствие напряженной геополитической ситуации, отметили участники рынка.
Кроме того, многие зарубежные компании столкнулись с пересмотром прайсов по действующим контрактам в связи изменением ценовых условий на мировых рынках, а также необходимостью учета потенциальных рисков при поставках продукции из РФ.
Особенно сложной оказалась ситуация при перевозках в направлении Южного бассейна. Причем, как отметили респонденты опросов в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, им приходилось часто сталкиваться с ограничениями в отправках дополнительных объемах грузов.
«Сейчас практически вся продукция отправляется, только если поступает подтверждение о проведении оплаты клиентом. А значит, запланированные ранее объемы постоянно пересматриваются. Но в этом случае отправки тормозят стивидоры, поскольку они, в свою очередь, сталкиваются с неритмичностью подхода флота. При танкерных отгрузках из Черного моря возникает необходимость уплаты страховой премии за военный риск. А это означало дополнительные переговоры с судовладельцами», – рассказал представитель компании-экспортера.
По словам участников рынка, заключение новых спотовых контрактов было отложено на апрель. В этом смысле середина весны для железнодорожных перевозок нефтегрузов окажется переломной. Динамика в апреле может уйти вниз. И только в мае ожидается оживление в объемах.