«В 2019 году компания уверено справилась с поставленными задачами. Задана динамика обновления подвижного состава, в кратчайшие сроки налажено производство рельсовых автобусов РА3, которые уже сегодня эксплуатируются на Сахалине на новой колее 1520 мм. Продолжаем внутреннюю реновацию пассажирских вагонов, представлена концепция, где пассажир сам может разделять личное и общественное пространство. В этом году исполнилось 10 лет перевозкам скоростными поездами «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом, заполняемость выросла до 110%, это с учетом посадки и высадки на промежуточных станциях», – начал глава РЖД с перечисления достижений в сегменте пассажирского транспорта и поставил новую цель – строительство ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом. По словам О. Белозерова, работы должны начаться уже в следующем году.
Как отметил глава РЖД, 2019 год был назван годом становления железной дороги как полноценного вида городского транспорта, интервалы движения на МЦК сокращены до 4 мин., рекордным стало 29 ноября, когда МЦК воспользовались 571 тыс. пассажиров, в целом с начала эксплуатации было перевезено более 400 млн человек. Запуск Московских центральных диаметров (МЦД) повлек за собой увеличение пассажиропотока на направлениях на 8%. (Однако для пассажиров все прошло не так гладко, о чем можно прочитать в специальном репортаже РЖД-Партнера.)
Глава РЖД в своей речи не обошел вниманием и Северную столицу. «Совместно с правительством Санкт-Петербурга подготовлена концепция развития инфраструктуры города до 2030 года, планируется запуск проекта, аналогичного МЦД. Принято решение о допущении к управлению подвижным составом женщин, которое вступит в силу с 1 января 2020 года», – отметил он.
Вообще, согласно озвученным данным, заработная плата сотрудников, занятых во всех сферах, за год выросла на 6,1%. РЖД вошли в тройку самых желанных для россиян работодателей по версии ВЦИОМ. Уровень аварийных ситуаций, вызванных состоянием здоровья работников РЖД, составил 0%. Были названы основные итоги по пассажирским перевозкам: отправлено 119,6 млн пассажиров (+3,4% к 2018 г.), что стало рекордом за последние 11 лет, из них 116,2 млн (+5,4%) – в дальнем сообщении и 1079,9 млн (+3,2%) – в пригородном. Пассажирооборот составил 133 млрд пасс.-км (+2%), в дальнем сообщении – 98,9 млрд пасс.-км (+2,7%) и 34,1 млрд пасс.-км – в пригородном. Рост спроса на поезда «Ласточка» вырос на 34% в дальнем сообщении и на 24% – в пригородном, на двухэтажные поезда – на 31%, на поезда дальнего следования с дневным режимом пропуска – на 17%. За 10 лет поездами «Сапсан» перевезено 39,1 млн пассажиров, в летний период отправлено 869 дополнительных рейсов поездов, из них 186 детских поездов, в целом перевезено 2,7 млн детей (+10,7% к 2018 г.).
Работа на перспективу
Главной новостью для рынка грузоперевозок стало то, что в течение 2020 года РЖД планируют разработать базовую модель новой тарифной системы и ввести ее в действие с 2026-го. До 2025 года будут сохранены предусмотренные правительством принципы долгосрочного тарифообразования.
«До конца года планируется достигнуть рекордного общего контейнеропотока и вплотную подойти к отметке в 5 млн ДФЭ (TEU). Объем транзитных перевозок контейнеров в соответствии с долгосрочной программой развития (ДПР) в 2019 году составит 615 тыс. ДФЭ и будет ежегодно расти на 22%. В 2020-м скорость доставки грузового вагона должна составить 402 км/сут., а транзитного контейнера – 998 км/сут.», – отметил О. Белозеров.
Он озвучил основные прогнозные финансово-экономические результаты РЖД в 2019 году: погрузка в составит 1283,6 млн т (-0,5% к 2018 г.); грузооборот – 3328,6 млрд т (+0,7%); доходы от перевозок – 1654,2 млрд руб. (+4,4%); расходы на перевозки – 1515,1 млрд руб. (+3,1%); инвестиции – 688,7 млрд руб. (рост в 1,3 раза); доходная ставка – 455,8 коп./10 т-км (+3,6%); себестоимость – 437,5 коп./10 т-км (+2,4%). Производительность труда выросла на 3,5%, чистая прибыль компании за 2019 год составит 27 млрд руб. (+8,6 млрд руб).
Что касается параметров финансового плана РЖД на 2020–2022 гг., среднегодовой прирост погрузки должен составить 2,5%, среднегодовой прирост грузооборота – 3,2%, прирост доходов по перевозкам в 2022 году составит 21,6% по отношению к 2019-му.
Инвестиционная программа на 2020–2022 гг. должна составить 2,5 трлн руб. (+224,4 млрд руб. к ДПР). Комплексный план на 2020–2022 гг. составит 0,9 трлн руб. Прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации в 2020–2022 гг. должна составить 1,6 трлн руб. (+20,6 млрд руб. к ДПР).
Пока РЖД ожидают погрузку по итогам 2019 года на уровне 1,28 млрд т, снижение составит 0,5%. «Высокая волатильность рынка и внешние ограничения оказали существенное влияние на плановые параметры, что обусловило их корректировку. На ряд моментов хочу обратить особое внимание. Первое – структура погрузки. Нас крайне беспокоит устойчивая тенденция ее изменения в сторону низкодоходных грузов и, как следствие, снижение выручки. Напомню, что в основу действующего прейскуранта было заложено внутреннее перекрестное субсидирование», – подчеркнул глава РЖД, передает ТАСС.
Рука помощи
Следующий год был назван годом строительной трансформации, инвестиционный бюджет строительного комплекса увеличится на 56%.
О. Белозеров напомнил, что в 2019 году на экономическом форуме Россия – Африка было подписано соглашение о сотрудничестве с Египетскими национальными железными дорогами, заключен договор с правительством Кубы на модернизацию и строительство железных дорог на острове на сумму €1,88 млрд.
На €230 млн подписано соглашение на модернизацию железнодорожной линии между Сербией и Черногорией, а также контракт на создание единого диспетчерского центра.