– Беспилотное автономное вождение поездов, управление с использованием искусственного интеллекта, максимальная прозрачность сделок в блокчейн-системах взаимодействия, минимум бумажного документооборота – специалист будущего должен быть готов к работе в цифровых условиях. Эти требования уже предъявляются к современникам, работающим на железной дороге. А инженеры цифрового будущего – это топ-менеджеры цифровой цепи поставок, инфраструктуры высокоскоростных магистралей, эксплуатации железных дорог, в транспортном бизнесе и логистике.
Специалисты цифрового будущего 4.0 используют технологии для решения задач управления. Они знают цифровые инструменты – это критический фактор успеха в управлении процессами перевозок. Это знание позволит в будущем сформировать умные предприятия (smart factory) – фабрики сервисных возможностей – с развитым цифровым обеспечением и совершенными транспортом и логистикой. Этот специалист обеспечивает максимальную производительность и круговорот ресурсов – ресурсы, в том числе знания, оптимизируются и распределяются, поэтому ничто не тратится впустую. Причем знания эти работают как на маленьких станциях, так и в глобальной сети железных дорог. Железнодорожной сети необходимо развивать партнерство и сетевое сотрудничество с другими участниками рынка, не только перевозок.
– Но если вернуться к цифровым технологиям, то ответьте, пожалуйста, зачем они сотруднику железной дороги?
– Критерий «минимум издержек» уже устарел. Сейчас актуален критерий «максимум экономического эффекта и ценности». То есть целевым ориентиром цифровой железной дороги становится подход «управляемая цепь поставок – это прямой путь к прибыли».
Получается, железнодорожник должен гарантировать скорость бизнес-решений. А именно цифровые компетенции специалистов железной дороги и навыки принятия ими смарт-решений с использованием инструментов цифровизации позволяют полноценно вести бизнес «со скоростью клика».
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, первый транспортный вуз России, при переходе к Индустрии 4.0 выстроил уникальную образовательную экосистему, в составе которой научно-образовательный центр, центр инжиниринга и лаборатории. В обучении используются IT-технологии, 3D-модели и интерактивные тренажеры. Выпускники обладают как hard skills – профессиональными навыками, так и soft skills – развитыми личными качествами.
– Получается, если уже работающий на железной дороге специалист не повышает skills, то он уже не сможет работать на железной дороге?
– Цифровые технологии развиваются столь стремительно, что опоздание даже на несколько месяцев может парализовать работу с электронным документооборотом, с базами данных в новом интерфейсе или цифровой среде. С учетом развития глобальной трансграничной торговли, которая превращает в настоящих «монстров» современные бизнес-единицы. из маркетплейсов они трансформируются в бизнес-экосистемы, в составе которых огромное количество взаимосвязанных участников. Не понимая механизмов взаимодействия этих участников в цифровой среде, не зная современные программные модули и архитектуру цифровых документов, к сожалению, невозможно полноценно контролировать процесс доставки, что, в свою очередь, чревато аварийными и иными опасными ситуациями на железнодорожном транспорте.
Беседовала Алена Алешина