– Да, 28 января 2025 года получили конвенционное запрещение.
– Как этот запрет повлияет на работу с отправкой грузов на сеть РЖД?
– Цель этого запрещения для РЖД – «разогнать» парк порожних вагонов, которые излишне заадресованы на сеть. Очень большое количество порожних вагонов просто брошено на путях. Они занимают место на сети, и их очень сложно перемещать, поскольку инфраструктура и так перегружена грузоперевозками. Нет возможности выделять окна для перегона порожних вагонов. У РЖД есть план действий по освобождению путей от порожних вагонов, но что-то может пойти не так, поскольку нет полной согласованности действий с операторами, грузоотправителями и грузополучателями. Кроме того, у разных операторов разное количество излишне заадресованных вагонов на путях. У кого-то много, а у кого-то мало. Перемещение вагонов может привести к определенным трудностям и последствиям с их подачей. Может возникнуть некоторая степень непоследовательности действий.
Введение конвенционного запрещения на перевозку порожних собственных и арендованных вагонов по всей сети железных дорог России может оказать влияние на логистические процессы и грузоперевозки. Это ограничение затронет многих грузоотправителей, так как возможность своевременно обеспечивать подачу вагонов под загрузку будет несколько затруднена.
Основной проблемой станет нехватка порожних вагонов в местах, где они востребованы для перевозки грузов, где их нет или недостаточно. Обычно система грузовых железнодорожных перевозок функционирует по принципу равномерного распределения вагонного парка: вагоны, разгруженные в одном регионе, отправляются порожняком в другой, где есть спрос на их загрузку. Запрет на перемещение пустых вагонов значительно нарушит этот баланс, что приведет к временным сбоям в обеспечении подвижным составом.
Грузоотправители, зависящие от железнодорожных перевозок, столкнутся с увеличением сроков поставок из-за необходимости дополнительного ожидания или поиска альтернативных решений. Некоторые компании, особенно те, чей бизнес строится на регулярных железнодорожных поставках, могут вынужденно приостановить или сократить объемы производства. Влияние будет особенно ощутимым для предприятий, работающих с массовыми грузами, такими как уголь, металл, строительные материалы, зерно и нефтепродукты, поскольку железная дорога часто является для них единственным эффективным видом транспорта. Но это будут, конечно, временные трудности. Все зависит от того, сколько времени потребуется РЖД для разгона брошенных порожних вагонов. В данное время администрации всех железных дорог России оценивают и анализируют представленную ситуацию, пытаясь разобраться, как запрещение повлияет на логистику грузов и как из это самой ситуации выходить.
В гипотетическом представлении могут дополнительно возникнуть экономические последствия в виде роста ставок на аренду вагонов и удорожания транспортных услуг. Временный дефицит подвижного состава может привести к росту спроса на имеющиеся в наличии вагоны, а это неизбежно отразится на стоимости логистики. В результате часть грузов может быть переориентирована на альтернативные виды транспорта, в первую очередь автомобильный, что создаст дополнительную нагрузку на дорожную инфраструктуру и может привести к удорожанию конечной продукции.
Таким образом, введенное запрещение существенно усложнит работу грузоотправителей, вызовет временный дисбаланс в распределении вагонного парка и увеличит логистические издержки. Это может привести к временному снижению объемов перевозок, увеличению стоимости доставки и необходимости пересмотра логистических цепочек.
– Насколько часто практикуются подобные запрещения? Или это все-таки из ряда вон выходящий запрет?
– Конвенционные запреты на перевозку порожних вагонов не являются редкостью в практике железнодорожных администраций. Такие меры периодически вводятся для регулирования движения подвижного состава и предотвращения его скопления на определенных участках сети. Например, в 2013 году более 50% объявленных конвенционных запретов касались порожних приватных вагонов, причем значительная часть из них была инициирована по запросам Казахстана.
Однако масштаб и охват текущего запрета, вступающего в силу с 2 февраля 2025 года, являются беспрецедентными. Он распространяется на все порожние собственные и арендованные вагоны, предназначенные для отправки на все станции РЖД от всех грузоотправителей. Подобные широкомасштабные ограничения встречаются крайне редко и свидетельствуют о серьезных проблемах в управлении вагонным парком или о необходимости принятия экстренных мер для стабилизации перевозочного процесса.
Таким образом, хотя конвенционные запреты сами по себе не являются чем-то необычным, текущий запрет выделяется своим всеобъемлющим характером и может считаться исключительным случаем в практике железнодорожных перевозок.
Беседовала Анна Маничева