– Снижение объемов погрузки связано с ограничениями, введенными ДМЗИ, но частично. Модель отклоняет заявки на перевозку, которые, по мнению РЖД, превышают текущие возможности инфраструктуры. Следует ожидать дискриминационный характер работы модели на практике для строительных грузов из-за низкой доходности их перевозок.
В части нормализации планов и своевременной отгрузки, то это, конечно, не так. Решение указанных задач, помимо логистического планирования, зависит от наличия вагонов и локомотивов, их технического состояния, загруженности и состояния магистралей и станций, кадров. Модель ограничивает лишь доступ к услугам РЖД отдельных грузоотправителей и грузов. Это как если бы в городе, где не хватает воды, вместо бурения новых скважин выселили бы всех жителей высокого роста.
– Изменение правил по обороту порожних вагонов. Как это сказалось на погрузке стройматериалов, щебня, например?
– Пока наблюдаем. Строительный сезон впереди, и самое интересное будет летом. Подождем, что скажут строители и сколько будут стоить строительные ресурсы на важнейших стройках.
– Грузовладельцы утверждают, что стройматериалы уходят с сети. На Ваш взгляд, номенклатура навсегда ушла к автоперевозчикам?
– Доля перевозок автомобильным транспортом постоянно растет. За 2024 год автомобильным транспортом доставлено потребителям 64% всего цемента. В 2006 году, например, автотранспортом было перевезено всего 30% цемента. Фундаментальная причина заключается в усложнении, удорожании, а также сезонной непредсказуемости ж/д перевозок.
Однако значительную часть цемента все еще приходится доставлять к потребителю железнодорожным транспортом. Перевозки автомобильным транспортом свыше нескольких сотен километров становятся очень дорогими. Российская (советская) цементная промышленность была создана с учетом доминирования перевозки цемента до потребителя по железной дороге.
Очевидно, что РЖД не справляются с этой задачей. Системные инфраструктурные проблемы железнодорожной перевозки цемента не связаны с ростом производства строительных материалов. Чтобы выйти на советские показатели, рынку предстоит увеличить объемы еще на четверть.
В среднесрочной, а возможно, и долгосрочной перспективе мы считаем, что уходящие из ж/д перевозок объемы строительных материалов обратно не вернутся. Исключением может стать щебень для нужд самих железных дорог.
Беседовала Алена Алешина