+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.02.2025 11:04:55
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

ДМЗИ не удалось нормализовать ситуацию на железнодорожной сети

Погрузка стройматериалов на сеть рухнула. В этом признается сам владелец железнодорожной инфраструктуры: в январе падение погрузки номенклатуры превысило 27%, до 1,9 млн тонн. Евгений Высоцкий, исполнительный директор консалтинговой компании «СМПРО», о планах по погрузке на 2025 год.
ДМЗИ не удалось нормализовать ситуацию на железнодорожной сети
– Евгений, как на погрузке стройматериалов сказалась ДМЗИ? Она, как считают в РЖД, нормализовала планы и позволила строить прогнозы на своевременную отгрузку и поставку номенклатуры. Так ли это, на Ваш взгляд?

– Снижение объемов погрузки связано с ограничениями, введенными ДМЗИ, но частично. Модель отклоняет заявки на перевозку, которые, по мнению РЖД, превышают текущие возможности инфраструктуры. Следует ожидать дискриминационный характер работы модели на практике для строительных грузов из-за низкой доходности их перевозок.

В части нормализации планов и своевременной отгрузки, то это, конечно, не так. Решение указанных задач, помимо логистического планирования, зависит от наличия вагонов и локомотивов, их технического состояния, загруженности и состояния магистралей и станций, кадров. Модель ограничивает лишь доступ к услугам РЖД отдельных грузоотправителей и грузов. Это как если бы в городе, где не хватает воды, вместо бурения новых скважин выселили бы всех жителей высокого роста.

– Изменение правил по обороту порожних вагонов. Как это сказалось на погрузке стройматериалов, щебня, например?

– Пока наблюдаем. Строительный сезон впереди, и самое интересное будет летом. Подождем, что скажут строители и сколько будут стоить строительные ресурсы на важнейших стройках.

– Грузовладельцы утверждают, что стройматериалы уходят с сети. На Ваш взгляд, номенклатура навсегда ушла к автоперевозчикам?

– Доля перевозок автомобильным транспортом постоянно растет. За 2024 год автомобильным транспортом доставлено потребителям 64% всего цемента. В 2006 году, например, автотранспортом было перевезено всего 30% цемента. Фундаментальная причина заключается в усложнении, удорожании, а также сезонной непредсказуемости ж/д перевозок.

Однако значительную часть цемента все еще приходится доставлять к потребителю железнодорожным транспортом. Перевозки автомобильным транспортом свыше нескольких сотен километров становятся очень дорогими. Российская (советская) цементная промышленность была создана с учетом доминирования перевозки цемента до потребителя по железной дороге.

Очевидно, что РЖД не справляются с этой задачей. Системные инфраструктурные проблемы железнодорожной перевозки цемента не связаны с ростом производства строительных материалов. Чтобы выйти на советские показатели, рынку предстоит увеличить объемы еще на четверть.

В среднесрочной, а возможно, и долгосрочной перспективе мы считаем, что уходящие из ж/д перевозок объемы строительных материалов обратно не вернутся. Исключением может стать щебень для нужд самих железных дорог.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions