– Несмотря на рост в 2021 году перевозок кузбасского угля на 7,1 млн т до уровня 222,1 млн т, угледобывающей отрасли региона не удалось в полной мере использовать благоприятную ситуацию на мировых рынках.
Так, например в российские порты Северо-Запада в условиях ажиотажного спроса европейских потребителей и высоких ценах перевезено только 48,4 млн т, что на 0,93 млн т меньше уровня 2020 года. Также не выполнено дополнительное соглашение с OAO «РЖД» по вывозу угля из Кузбасса в восточном направлении на 2021 год: при плане в 56,55 млн т перевезено 56,04 млн т (-0,51 млн т).
Основными причинами, по мнению грузоотправителей, стали: недостаточная пропускная способность железнодорожной сети Восточного полигона, последствия конвенционных ограничений погрузки в связи с размывом в июле железнодорожных путей на перегоне Алеур – Бушулей Забайкальской железной дороги и дефицит локомотивов на отдельных железных дорогах, в том числе и Западно-Сибирской железной дороге.
– Какие факторы способствовали росту перевозок угля по сети железных дорог Кузбасса в 2021 году?
– Определяющим фактором роста в прошлом году отгрузки угледобывающими компаниями Kyзбаcca угля до уровня 222,1 млн т стал рост добычи угля, вызванный восстановлением мировых угольных цен. Вместе с тем необходимо отметить, что рост перевозок был бы невозможен без предпринятого в последние годы масштабного развития портовых мощностей Азово-Черноморского бассейна, в результате чего в 2021 году было перевезено 20,5 млн т – на 7,3 млн т больше уровня 2020 года.
– На Ваш взгляд, что в 2022 году будет способствовать дальнейшему росту перевозок угля на Кузбассе?
– Прежде всего сохранение мировых цен на уголь на уровне, обеспечивающем прибыльность угольного бизнеса. Кроме того, с учетом нарастающего значения рынков стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Индийского океана существенную помощь окажет принятое в соответствии с поручением президента РФ В. В. Путина решение об увеличении в текущем году объемов вывоза OAO «РЖД» кузбасского угля на экспорт в восточном направлении до уровня не менее чем 58 млн т.
– По Вашим оценкам, какие главные проблемы характерны сегодня для перевозок угля? Какие пути решения Вы видите?
– Основным ограничивающим фактором развития угледобычи в Кузбассе является недостаточная пропускная способность сетей OAO «РЖД» в самом перспективном – восточном направлении, рынки которого ждут российский уголь. Согласно поручению президента РФ, с учетом имеющихся планов развития OAO «РЖД» объемы только по экспорту в восточном направлении к 2024 году должны увеличиться до 68 млн т.
В западном направлении, по информации OAO «РЖД», имеющаяся инфраструктура позволяет вывезти планируемые годовые объемы. Однако компании отмечают, что рост отгрузки и перевозок угля сдерживается дефицитом тяговых ресурсов.
Также необходимо продолжать в ускоренном темпе внедрение в портах современных технологических решений, направленных не только на pocт производительности, но и на соблюдение требований законодательства в области экологии и приведение экологической ситуации к общественно приемлемому уровню.
Беседовала Наталья Гусаченко