– И потенциал в этом плане в холдинге имеется, и все возможности. Для этого необходимо прежде всего поставить цель и собрать под нее команду единомышленников. В нашем случае 10 лет назад такая команда и была создана. Именно в этом, на мой взгляд, заключается основная причина того, что нам удалось достигнуть столь высоких результатов. Хотя и ранее были подходы к решению поставленной задачи у других коллективов (в том числе за периметром ОАО «РЖД»).
– Уточню для наших читателей: результаты действительно впечатляют. Указом президента России № 182 от 29.03.2021 г. за развитие цифровых технологий в сфере международных перевозок Вам было присвоено звание «Заслуженный работник транспорта РФ» именно как руководителю группы специалистов. Надеемся, что Вы поделитесь опытом, как Вам удалось собрать столь эффективную команду, которая действовала, по сути, как проектный офис...
– Давайте вернемся к тому, с чего был начат разговор: в ОАО «РЖД» созданы уникальные условия повышать свои компетенции в рамках программ, которые действуют в холдинге в этой сфере – особенно для молодых специалистов. Да и не только для них. Для всех, кому важно не просто выполнять текущие профессиональные задачи, но и влиться в проекты улучшений существующих технологических процессов. Вот это и является основой для формирования проектных офисов – добровольное, заинтересованное участие неравнодушных.
В холдинге немало задач политехнического характера (они вообще характерны для транспортной отрасли, где множество элементов собраны в одну сеть). А это значит, что комплексные цели достигаются только благодаря взаимодействию специалистов самого разного профиля, усилия которых целесообразно объединить в рамках рабочих групп или проектных команд.
В такой парадигме мы и постарались реализовать проект по развитию цифровых технологий в сфере международных перевозок. Была комплексная сетевая задача: обеспечить безбумажное оформление перевозок в международном сообщении – в первую очередь в интересах российских участников внешнеэкономической деятельности – при участии федеральных органов исполнительной власти во взаимодействии с иностранными партнерами – перевозчиками и грузовладельцами.
Высокая востребованность такой технологии перевозок на практике и привела к тому, что мы получили высокую оценку от соответствующих государственных структур. Это свидетельствует: поставленные задачи были решены успешно.
Причем данная задача не была поручением вышестоящих ведомств. Была инициатива ряда специалистов компании, поддержанная руководителями ОАО «РЖД». Для ее решения нам потребовалось выйти (также в инициативном порядке) на правительственный уровень и добиться поручения правительства РФ по утверждению дорожной карты проекта, в который оказались вовлечены, помимо ОАО «РЖД», заинтересованные ФОИВ, а также участники ВЭД.
Данный пример показывает, на мой взгляд, как предметно, точечно можно повысить эффективность разработок в сфере инноваций, чтобы в результате появился конечный продукт и он был востребован на рынке. Такой подход востребован и сейчас.
На мой взгляд, правильно было бы выделить в холдинге и ряд других направлений, сформировать по ним по-настоящему амбициозные задачи и создать подобные нашей проектные команды – не по принципу команды сверху, а с опорой на инициативу, например, представителей молодежного звена компании…
Электронный документооборот и регулирование
– В таком случае, как я понимаю, возникал вопрос: почему внутрироссийские железнодорожные перевозки можно было осуществлять по электронным документам, а международные – нет?
– Именно так. Логично было бы поставить вопрос таким образом: что мешало железным дорогам отправлять по электронным документам через границу порожние вагоны? В них же не было груза, перемещения которого требовалось контролировать государственным органам. Ведь железные дороги могли по этому поводу просто договориться между собой.
Здесь мы нашли понимание прежде всего с представителями финских и белорусской железных дорог. Был найден и формат взаимодействия. Мы стали отправлять порожние вагоны и параллельно пробовать организовать перевозки груженых вагонов по электронным документам.
Это было в 2014 году. Именно тогда и проявилось главное препятствие для развития электронного документооборота при перевозках в международном железнодорожном сообщении: корнями оно уходило в процедурные разногласия между таможенными и налоговыми ведомствами по поводу форматов цифрового обмена при использовании электронных перевозочных документов.
Для снятия барьеров потребовалось принять правительственное решение. А опытным полигоном стали перевозки грузов между Россией и Финляндией. С 2017 года эксперимент вступил в свою практическую фазу. Тогда более трети грузов на данном направлении стали перевозить по электронным документам.
В итоге поручение правительства РФ было успешно выполнено. Но для того, чтобы внедрить инновацию в жизнь, следовало внести правки в Налоговый кодекс РФ.
В результате появился федеральный закон № 302 от 3 августа 2018 года, который, собственно, и закрепил соответствующие изменения. Нормативная база с этого момента была приспособлена под электронный оборот транспортных документов.
Услуга была признана комплексной и сетевой. Это означало, что она, во-первых, могла охватывать все этапы перевозки (от планирования и взаимодействия с таможней до отчетов в налоговые органы).
А во-вторых, все участники транспортировки (включая государственные контролирующие ведомства) могли быть встроены в сеть обмена электронными документами.
В результате получилось так, что, создавая востребованную на рынке инновационную локальную железнодорожную технологию, мы смогли предложить продукт федерального масштаба, который, как теперь общепризнано, стал одним из драйверов для цифровизации экономики РФ в целом.
Кроме того, крайне важно, что все согласованные в РФ цифровые форматы, признанные и принятые российскими регуляторами, были также признаны и приняты на пространстве ОСЖД (а оно охватывает 26 стран). Иными словами, для перевозчиков этих государств типовыми стали российские форматы документов. Тем самым было закреплено лидерство России на международной арене по данному направлению деятельности за счет использования интеллектуального потенциала отечественных специалистов.
– Когда мы говорим об электронном документообороте, важно, чтобы цифровые документы имели юридическую значимость. Как в этом плане обстоит дело на РЖД?
– Это ключевой вопрос: в основе ЭДО лежит принцип доверия к электронной среде. Здесь я бы отметил большую роль удостоверяющего центра ОАО «РЖД» – АО «НИИАС». Работа в рамках нашего проекта помогла ему стать одним из крупнейших удостоверяющих центров в стране.
Но дело не только в этом: специалисты данного удостоверяющего центра имеют выверенную годами систему отношений с регуляторами в сфере защиты информации. Благодаря этому мы получили возможность взаимодействовать с регуляторами и дальше на длительном отрезке времени практически напрямую, что позволило раздвинуть горизонты видения проблем и квалифицированно решить поставленные задачи в сфере криптографии. Причем сделать это максимально быстро.
Беседовал Андрей Лазарев
Полный вариант интервью см. в журнале «РЖД-Партнер» № 13-14 (449-450), июль 2021 г.