– Из существующих в настоящее время моделей вагонов с улучшенными характеристиками за последние 5 лет наиболее востребованными рынком были полувагоны. Во многом это объясняется тем, что применение таких полувагонов позволило увеличить пропускную способность Восточного полигона в существующих условиях без значительных финансовых затрат на модернизацию инфраструктуры.
На наш взгляд, именно сейчас потребность рынка в подвижном составе с осевой нагрузкой 25 тс наиболее высока. Это можно объяснить действующими государственными задачами и указами по увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба, а также действующими программами развития отдельных отраслей экономики.
Отечественные вагоностроители спроектировали и поставили на производство вагоны сочлененного типа и вагоны следующего поколения с осевой нагрузкой 27 тс. Был проведен комплекс всесторонних испытаний. Однако с учетом неготовности инфраструктуры проект по внедрению осевых нагрузок 27 тс был заморожен и в настоящее время находится в стадии ожидания.
Помимо вагонов, предназначенных для организации тяжеловесного движения, рынку, несомненно, нужны и вагоны, оснащенные тележками с осевой нагрузкой 23,5 тс и менее. При этом хочу подчеркнуть, что и такие вагоны должны обладать улучшенными техническими характеристиками (например, повышенной скоростью, увеличенными межремонтными пробегами и др.). В противном случае вся работа, направленная на повышение эффективности железнодорожного транспорта, будет нецелесообразной, поскольку дальнейшее производство и применение вагонов низкоэффективных конструкций будет мощным заслоном на пути движения вперед.
– Какие модели вагонов выглядят в настоящее наиболее перспективными в текущих экономических условиях?
– С учетом профицита парка грузовых вагонов и поставленных задач на правительственном уровне в части создания современной транспортной инфраструктуры и увеличения пропускной способности железных дорог уже сегодня необходимо начинать работу по введению поэтапных ограничений допуска на сеть новых вагонов низкоэффективных конструкций с устаревшими техническими характеристиками.
Вагоностроительные предприятия, входящие в состав союза «Объединение вагоностроителей» и занимающие более 90% от общей доли выпуска, к настоящему времени имеют в своих портфелях модельный ряд тележек с осевыми нагрузками 25 и 27 тс, а также тележки с улучшенными характеристиками и осевой нагрузкой 23,5 тс.
На наш взгляд, наиболее перспективными в ближайшее время будут те модели вагонов, которые позволят в текущих инфраструктурных условиях добиться увеличения объемов перевозимого груза. К таким моделям с уверенностью можно отнести вагоны с осевой нагрузкой 25 тс и вагоны сочлененной конструкции. Также, учитывая тренд на контейнеризацию грузовой базы, к перспективным вагонам, интерес к которым сохранится в ближайшее время, можно отнести и фитинговые платформы.
При этом хочу отметить, что для качественного улучшения железнодорожного сообщения необходимо одновременное развитие всех направлений перевозочного процесса. В настоящее время разрабатывается и закупается современный тяговый подвижной состав, реализуется план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Только при реализации всех компонентов нам удастся выстроить современную транспортную сеть, используя на максимум транзитный потенциал РФ, и обеспечить высокоэффективный коридор Европа – Азия.
– Удовлетворяют ли сегодня производители подвижного состава нынешние потребности клиентов в новых моделях вагонов? Отвечают ли эти вагоны потребностям потребителей?
– Как я уже отметил, на сети эксплуатируются почти 190 тыс. вагонов нового поколения на тележках 25 тс. За первое десятилетие они однозначно подтвердили свои преимущества и с 2018 года, с момента отмены субсидий на приобретение и производство, на данные вагоны имеется и сохраняется стабильный спрос. Наиболее ярким подтверждением такого факта служит стабильный рост доли выпуска этих вагонов.
Так, например, по итогам прошлого года доля вагонов с улучшенными характеристиками составила около 40% от общего выпуска подвижного состава (в 2019 г. – 34%), а за 7 месяцев 2021 года эта цифра уже достигла 43%. Отвечают ли эти вагоны потребностям потребителей? Несомненно, отвечают. Поскольку мы живем по правилам рынка, в противном случае такие вагоны просто не покупали бы. При этом нельзя не сказать об определенных трудностях, связанных с вагонами с улучшенными характеристиками. В первую очередь это сервисное обслуживание выпущенной продукции.
– Насколько, по Вашему мнению, эффективен для рынка предлагаемый метод запрета эксплуатации и выпуска стандартных вагонов?
– Про запрет эксплуатации уже существующего парка вагонов мы не говорим и никогда не говорили: все вагоны должны эксплуатироваться с соблюдением правил и норм до окончания назначенного срока службы.
Под ограничение должны попасть только вновь выпускаемые вагоны. Основная задача данного регуляторного решения – переход на выпуск современной техники, отвечающей новым вызовам для экономики страны и позволяющей уменьшить стоимость перевозимого груза, что, в свою очередь, приведет к переключению дополнительной грузовой базы на железнодорожный транспорт.
Имеющееся сегодня новинки и некоторые модели вагонов, уже находящихся в эксплуатации, позволяют увеличить количество перевозимого груза и скорость доставки, а с учетом использования при проектировании абсолютно новых подходов и современных материалов позволяют получить мультипликативный эффект для всей экономики страны в целом.
Беседовала Наталья Гусаченко