+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.11.2019 15:48:24
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

России нужен отечественный завод полного цикла по производству подшипников

Принудительный переход вагонного парка России на подшипники кассетного типа отменен, но тем не менее вопрос перехода на более современный тип оборудования для подвижного состава остается актуальным. О возможностях отечественной промышленности по локализации производства кассетных подшипников и существующих проблемах мы разговариваем с заместителем генерального директора союза производителей подшипников «МРК «Подшипник» Александром Боковым.
России нужен отечественный завод полного цикла по производству подшипников
– Александр Васильевич, как проявляют себя в процессе эксплуатации роликовые и кассетные подшипники?

– Фактически роликовый и кассетный подшипник – это одна и та же конструкция. Разница только в том, что в кассете ролики расположены в конусном корпусе, а в обычном – в круглом. И главное преимущество кассетного подшипника в том, что он заранее герметизирован и в него вложена высококачественная смазка.

В принципе, такое решение есть и для обычных подшипников. Они точно так же герметизируются в так называемом сдвоенном подшипнике. Сравнение современного кассетного и обычного подшипника, сделанного по технологии 40-летней давности, некорректно. Конечно, у подшипника старой модели изъянов будет больше. Корректным сравнением было бы рассмотреть плюсы и минусы сдвоенного и кассетного образцов.
При этом я не слышал о проведении сравнительных испытаний, в которых кассетные подшипники проявили подавляющее очевидное преимущество. В качестве иллюстрации стоит отметить, что в Западной Европе до 90% вагонов едут на традиционных цилиндрических подшипниках, и никто не бьет тревогу по этому поводу, не ставит задачу срочно их заменить.

– Речь идет о грузовых вагонах?

– И грузовых и пассажирских. Какого-то подавляющего преимущества здесь нет. Я думаю, если традиционный цилиндрический подшипник загерметизировать, положить качественную смазку и поставить под вагон, его ресурс также резко увеличится.

 – Говорят, что в России нет современной качественной смазки для подшипников. Это так?

 – Думаю, так нельзя говорить. Все надо испытывать. У нас остались «осколки» предприятий, которые умеют делать отличные смазки, но к ним никто не обращается. Все хотят брать готовую немецкую смазку Kluber и ни о чем не думать. Думаю, у нас нашлись бы люди и компании, готовые и умеющие делать смазку.

 – Но прежде чем говорить о смазке, надо заметить, что в РФ нет сегодня производства собственных моделей кассетных подшипников. Их делают совместные предприятия с иностранцами.

 – У нас в стране кассетные подшипники делают на трех заводах, как вы правильно заметили, с иностранным участием. Они позиционируют себя как сборочные предприятия. Это SKF в Твери, Brenko в Саратове и Timken в Тихвине. На этих трех заводах работают 250 человек! Их проектная мощность – 100 тыс. ед. продукции в год. Надо понимать, как там устроено производство. Туда привозят готовые кольца, сепараторы, ролики, они делают финишную обработку и собирают подшипники. Сказать, что это российское производство, было бы неправдой.
Единственное, можно сказать, что компания SKF, которая является членом нашей ассоциации и действительно делает качественные подшипники, разрабатывает программу локализации и идет к этому. Там этой проблемой занимаются, но рассчитывают завершить локализацию к 2024 году.
СП с иностранцами, конечно, не следует пугаться. Эти современные заводы полезны для нас. Пусть отечественная промышленность знакомится с современным уровнем менеджмента качества, организации производства. Но при этом я не могу согласиться с тем, что они смогут обеспечить резкий рывок выпуска подшипников. Им придется завозить готовые полуфабрикаты из-за границы.

 – Они обещали увеличить объемы до 300 тыс. в год в случае заключения инвестиционного заказа.

 – В случае финансирования, конечно, такое увеличение возможно. Но не стоит забывать о другой стороне вопроса. Подшипники сегодня являются самым легким способом оказать санкционное давление на любое государство. Проще не бывает. Хотите, чтобы самолеты не летали? Запретите ввоз и лицензионное производство подшипников для авиации. Например, сегодня для российских станкостроителей запрещены поставки подшипников точнее четвертого класса. А свое производство за последние десятилетия мы во многом потеряли. Хотя в СССР умели делать очень неплохие подшипники.

Поэтому переход на новый тип подшипников должен сопровождаться локализацией их производства в РФ. У нас фактически ничего нет. Ведь даже если говорить про обычные вагонные подшипники, то более 90% их производится в Казахстане. А тот же Казахстан недавно закупал вагоны в Китае с готовыми подшипниками. Например, там возьмут и объявят о прекращении собственного производства. Китайцы имеют готовые мощности и могут обеспечить своими подшипниками весь мир.

Наконец, непонятны требования срочного перехода на кассеты. Ведь нет какой-то экстраординарной ситуации с аварийностью, отказами в работе. Можно переходить на новую технологию постепенно, по готовности. Загрузить три имеющихся завода и наконец запустить собственное производство на одном из отечественных заводов, которые технологически готовы к выпуску такой продукции. С готовыми производственными мощностями, необходимым термооборудованием. Понадобится только закупить какую-то новую технику. Это может быть, например, Вологодский подшипниковый завод, Саратовский или Волжский заводы. Например, Саратовский завод раньше делал цилиндрические роликовые подшипники. Они вполне смогли выпускать и конические. На Волжском заводе вообще готовились к выпуску сдвоенных герметичных подшипников. Там есть готовый к работе цех.

Программа перехода на кассетные подшипники оценивалась в 300 млрд руб., или $4,5 млрд. На такие деньги можно построить несколько ультрасовременных заводов по производству любых подшипников.

Беседовал Алексей Лебедев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions