– Отрасль железнодорожного машиностроения была готова к санкциям и ограничениям, для строительства тягового подвижного состава и вагоностроения в России есть все необходимое.
Единственное направление, в котором могут возникнуть сложности, – сегмент скоростных поездов. Их эксплуатация в РФ происходит в тесном партнерстве с зарубежными компаниями, поэтому санкции и ограничение поставок комплектующих могут негативно отразиться на развитии высокоскоростного транспорта в России, а также на техническом обслуживании существующих единиц.
– Начало строительства ВСМ была запланировано на этот год. Средства на эти цели были зарезервированы. Что может пойти не так?
– Проект в связи с обострившейся экономической ситуацией увеличивает риски для компаний, ответственных за его реализацию. Велика вероятность роста стоимости строительных материалов по причине нестабильности курса валют и дефицита рабочей силы, основная доля которой задействована на объектах, приоритетных для государства (БАМ, Транссиб).
Ко всему прочему, основной железнодорожный перевозчик России попал под западные санкции из-за обострившейся геополитической ситуации. По этой причине компания лишилась возможности привлекать зарубежные инвестиции для реализации своей инвестпрограммы, в которую также входит строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. С учетом стоимости строительства ВМС – 1,7 трлн руб. без учета изменившейся стоимости стройматериалов – российскому железнодорожному перевозчику не реализовать проект только за счет собственных средств.
– Значит ли это, что РЖД точно откажутся от проекта ВСМ?
– Не значит. Отказываться от строительства ВСМ не входит в планы компании, так как проект имеет положительный экономический эффект. Например, в рамках строительства планируется организация более 250 тыс. рабочих мест.
– Насколько локализовано в России производство высокоскоростных поездов. И хватит ли этого для производства «Сапсанов» из полностью отечественных комплектующих?
– На сегодняшний день производство электропоездов «Ласточка» локализовано примерно на 80% на заводе «Уральские локомотивы», но это касается только 1,2 тыс. вагонов.
Выпуск «Сапсанов» был налажен в Германии, так как потребность российского рынка в них была невысокой – локализовать производство 13 скоростных поездов вышло бы гораздо дороже, чем импортировать их. Договор по их поставкам заключен в 2019 году на 30 лет, но с учетом заявления компании-производителя о намерении покинуть российский рынок вряд ли эти условия будут соблюдены.
Беседовала Алена Алешина