– Вдоль железнодорожных магистралей ведомственную технологическую связь между узлами и станциями обеспечивают в основном при помощи волоконно-оптических или радиорелейных линий связи. На подвижных составах широко используют аналоговые сети, сети сотовой связи стандарта LTE и спутниковой связи. Есть даже отдельная связь для персонала, обслуживающего крупные транспортные узлы. Для диспетчеров и машинистов предлагают, например, радиоэлектронные средства цифровой транкинговой связи Tetra, которые обеспечивают возможность интеграции в корпоративную телефонную сеть.
Последняя разработана в 1994 году. Она учитывает задачи надежности, доступности и конфиденциальности информации. Почему? Потому что стандарт разрабатывался для спецслужб и силовых структур разных стран, которые и по сегодняшний день используют оборудование этого стандарта в экстремальных условиях, когда остальные виды связи недоступны.
Связь особого назначения
– Но почему пассажиры не могут посмотреть потоковое видео, например, с помощью технологии Tetra?
– Технология не позволяет передавать высокоскоростной контент, максимальная скорость передачи данных по одному каналу 7,2 кб/с, – то есть она не предназначена для обеспечения доступа в интернет, передачи фото и другого контента, но может быть интегрирована в различные сторонние системы, например, системы контроля управления доступом, интервального регулирования и тому подобное.
– Зачем тогда она железнодорожникам? Есть обычный сотовый телефон и сотовая связь…
– В сотовой сети есть риск, что абонент будет недоступен, или время ожидания ответа может быть увеличено из-за помех и сбоев в базовом оборудовании на стороне оператора. В сети Tetra время для установления вызова занимает 0,3 секунды. Это ее критически важное отличие от сетей сотовой связи, особенно в экстренных ситуациях. Ведомственная сеть строится для обеспечения связи и технологических процессов, резервируется и тем самым максимально защищена от непредвиденных, аварийных ситуаций и позволяет обеспечить взаимодействие абонентов в любых обстоятельствах.
Но важно понимать, Tetra – открытый стандарт транкинговой радиосвязи. Таким образом, инфраструктурная сеть, реализованная по этому стандарту, поддерживает полнофункциональную совместимость с абонентским парком радиостанций любого производителя.
Отраслевые нюансы
– Правильно ли я понимаю, что технология позволяет железнодорожникам выйти на связь с любым абонентом, использующим любую технологию для связи?
– Инфраструктурное оборудование в отдельных, особых случаях может быть интегрировано в оперативные сети других производителей, а также других стандартов, в том числе GSM.
У отраслевых пользователей есть возможность оперативного управления железнодорожным транспортом и системой сигнализации, централизации и блокировки. Задачи решаются разнообразные. От регулирования скорости движения поездов до глобальной задачи по обеспечению безопасности движения железнодорожного транспорта. Диспетчер может создавать группы абонентов и организовывать индивидуальные вызовы и даже отслеживание местоположения абонентов, записывать переговоры.