+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.08.2023 14:32:17
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Железнодорожникам предлагают смазку, которую разработали еще в СССР

Российские производители не смогли полноценно заместить смазочные материалы для железнодорожной сети, которые поставляли из-за рубежа, об этом РЖД-Партнеру рассказал основатель и технический директор группы компаний «КУППЕР» Сергей Мамыкин.
Железнодорожникам предлагают смазку, которую разработали еще в СССР
– Сейчас на современном тяговом подвижном составе используют те смазочные материалы, которые поставляют в Россию в рамках параллельного импорта. По логике они должны быть ровно такими же, как и те, что поставлялись в Россию до февраля 2022 года…

– Нет. Во-первых, их стоимость выше на 30–50%, а объемы поставок – несравненно ниже. И главное, нет никакой гарантии качества от производителей.

– Российский производитель ведь может заместить продукцию?

– Дело в том, что в своем производстве подавляющее большинство российских производителей долгие годы использовали исключительно иностранные пакеты функциональных присадок – это специальные добавки к базовым маслам, без которых невозможно получить современный смазочный материал. Предпочтение отдавалось продукции американских компаний Infineum, Lubrizol и Afton Chemical. Эти компании вместе с британской Chevron Oronite являются четырьмя мировыми лидерами по производству присадок. Причем пакеты их присадок зачастую имели допуски и одобрение производителей техники.

Когда «большая четверка» производителей присадок прекратила поставлять свою продукцию в Россию, у множества российских игроков возникли большие производственные сложности. Ведь в России собственного производства присадок для смазочных материалов нет уже много лет и все необходимые компетенции давно утрачены.

Сейчас российские крупнейшие производители смазочных материалов объединяют усилия и планируют построить завод по производству присадок. Но производственная площадка – это одно. Главное – суметь разработать состав самих присадок, чтобы они отвечали современным требованиям. На это потребуются годы.

– В дружественных странах есть аналоги продукции «большой четверки» производителей присадок?

– Массовый переход на закупку пакетов присадок китайского производства состоялся. Насколько полноценно китайские аналоги смогут заменить американские, никто не знает. Результаты лабораторных исследований малоинформативны. Главным критерием всегда выступает практика применения. А опыта использования китайских присадок нет, и как они будут работать – еще неизвестно.

Но если в документации к, допустим, компрессору написано, что необходимо применять определенное масло «Лукойл», то именно оно и должно применяться. Перейти на использование других смазочных материалов можно лишь в том случае, если они указаны в списке допущенных смазочных материалов, который составляется основным заказчиком и собственником российского парка локомотивов – компанией ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Попасть в этот список очень сложно, потому что для таких современных поездов, как «Ласточка» и «Сапсан», электровозов 2ЭС10 и 3ЭС10, требуются, в частности, трансмиссионные масла спецификации 75W-90 – это наиболее совершенное и стойкое синтетическое масло. Востребованы также компрессорные масла с показателями по вязкости 46 и 68 для винтовых компрессоров, гидравлические масла для коробок передач и пластичные смазки для буксовых и моторно-якорных подшипников.

– Эффект безызносности – что это?

– Еще советские ученые в середине прошлого века разработали уникальную технологию. Они, изучая работу узлов трения, выяснили, что при трении бронзы (сплава меди) по железной поверхности образуется тончайшая медная пленка, полностью защищающая металл от износа, за счет которой любой узел трения может работать практически вечно. Да, именно так открыли «избирательный перенос при трении (эффект безызносности)».

Лучшим способом использования этого открытия стало создание смазок и масел, содержащих ионы меди, которые вводятся в виде присадок к обычному базовому маслу, а весь механизм восстановления запускается при работе узла. Эти смазки способны не только увеличить ресурс машины, но и улучшить ее эксплуатационные характеристики. При этом повышение эффективности работы узлов трения позволяет сократить расход топлива до 15% и смазочного материала – в 2 и более раз. Смазка, разработанная на основе открытия советских ученых, не содержит серы, фосфора и практически не имеет сульфатной зольности – того, что представляет опасность для окружающей среды.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions