В текущих условиях цены волатильные, но при этом динамика положительная – стоимость удобрений потихоньку растет с начала года. В связи с этим растут нетбэки (цена реализации груза за вычетом стоимости доставки до покупателя) российских экспортеров.
2022 год был «золотым веком» для удобрений. На фоне опасений покупателей по поводу доступности ряда продуктов цены взлетели вверх. В 2023 году рынок остыл, цены снизились, и логистика готовой продукции стала одним из определяющих факторов ценообразования.
Помимо отслеживания цен на основные российские экспортные продукты, Центр ценовых индексов на еженедельной основе отслеживает ставки морского фрахта. На текущий момент мы можем оценить стоимость морской логистики сухих грузов в годовом приближении как низкую.
Фрахт угля, зерна и руды – основных прайсмейкеров рынка сухих перевозок на низких для себя значениях, поэтому мы можем говорить, что ставки на фрахт балкеров с удобрениями сейчас действительно очень конкурентные. Фактор относительно дешевизны морской логистики открывает российским производителям удобрений отличное окно возможностей – получить новые рынки сбыта или усилить свои позиции на тех рынках, где они представлены.
Почему идет тренд на контейнеризацию?
Важный момент для минеральных удобрений в том, что мы видим тренд на их контейнеризацию. До 2022 года удобрения частично переваливались на терминалах и Прибалтики и Финляндии. Доступ к этим возможностям был перекрыт, новых специализированных терминалов для перевалки насыпных грузов было не много, и возникший дефицит пропускной мощности послужил толчком к развитию контейнеризации удобрений. Свою роль в этих процессах сыграл транзит белорусских продуктов.
При этом развитие контейнерных перевозок поощряется государством. В 2025 году правительство запустило программу субсидирования новых контейнерных маршрутов в Латинскую Америку и в Африку, и у удобрений есть все шансы стать основой грузовой базы в экспорте на данных направлениях.
На какие рынки едут минудобрения?
Новые ограничения со стороны Европы не представляются серьезной проблемой для сегмента минеральных удобрений. Мы нарастили поставки в Бразилию, с открытием новых контейнерных линий добавятся новые страны. Есть довольно большой пласт средних по объемам торговли трейдеров, которые возят 5–6 тысяч тонн в месяц. Для них толчком развития могут быть новые контейнерные маршруты, о которых я сказал выше. Среди рынков, где нужны российские минеральные удобрения, выделяется Африка. Это один из самых перспективных рынков, так как там стоимость удобрений местами бывает дороже, чем в той же Европе. Единственное, что может быть проблемой, – ограниченная пропускная способность транспортно-логистической структуры.
Через Балтику удобрения идут на все обозначенные рынки – это и Латинская Америка, и Африка. В списке также Индия, которая является одним из прайсмейкеров удобрений. Индийские тендеры на поставку удобрений во многом влияют на отрасль, поскольку Индия – крупнейший потребитель удобрений. Относительно информации о планах Индии увеличить производство удобрений стоит отметить зависимость стоимости производства от цен на газ. В нашем Центре ценовых индексов мы постоянно мониторим мировые цены на энергетику, и в рамках еженедельных отчетов по рынку удобрений сравниваем себестоимость производства тонны карбамида в Индии с аналогичными показателями в России, добавляя в расчеты морской фрахт.
Что же касается программ по замещению импорта удобрений, они есть и в Латинской Америке, в частности, в Бразилии, но пока это планы. Можно построить инфраструктуру, например, под карбамид, чтобы закрыть внутренние потребности, но если себестоимость карбамида при выпуске в стране будет выше, чем траты на закупку и логистику, то выбор очевиден.
Из-за чего тяготеют к Северо-Западу?
Северо-Запад на текущий момент лучше остальных бассейнов готов к обработке удобрений из-за развитой логистической инфраструктуры: в первую очередь тыловых складов и специализированных морских терминалов. Белорусские удобрения выступили драйвером развития технологий доставки и перевалки.
После падения ставок морского фрахта морская доставка продукции от Санкт-Петербурга до наших основных точек доставки удобрений, может, за исключением Китая, сопоставима с другими бассейнами, принимая во внимание географические расстояния от производств до портов. По этим причинам Северо-Запад, имеющий все логистические инфраструктурные возможности и готовый идти на компромиссы с экспортерами в плане обсуждения тарифов на перевалку, оказался наиболее готов к развитию поставок удобрений на внешние рынки.