Переход таможенных процедур на «цифру» немаловажен не только для удобства участников перевозочного процесса, но и для экономики страны: таможенные органы занимают важное место в регулировании внешнеторговой деятельности, формировании бюджета, пресечении трансграничной преступности, укреплении безопасности государства и обеспечении его суверенитета, а таможенные налоги и сборы являются значимым источником пополнения государственного бюджета.
Расширение возможностей
В настоящее время ФТС завершает тестирование виртуального помощника, который в понятной и интерактивной форме будет отвечать на вопросы, возникающие у граждан при перемещении товаров и транспортных средств через государственную границу РФ.
Разработана информационная система, предназначенная для автоматического формирования ответов на заданные пользователем вопросы по отработанному сценарию для удобного и быстрого предоставления заинтересованным лицам информации в электронном виде.
Также проводятся работы по созданию мобильного приложения по оформлению пассажирской таможенной декларации (ПТД). Приложение позволит в удобном интерактивном режиме последовательно заполнить все графы ПТД, в том числе при временном ввозе транспортных средств для личного пользования или при необходимости декларирования наличных денежных средств и денежных инструментов.
В настоящее время совместно с Минцифры ФТС прорабатывает возможность подписания созданной ПТД электронной подписью. Это позволит в случае необходимости заблаговременно оплатить рассчитанные таможенные платежи и не обращаться в таможенный орган для этих целей при фактическом пересечении границы РФ.
В ближайшие годы перед ФТС стоят достаточно амбициозные задачи по цифровой трансформации таможенных органов. Планируется внедрить элементы искусственного интеллекта в ключевые бизнес-процессы таможенных органов, например, при семантическом анализе текстового описания товара.
Также дальнейшее развитие получит созданная модель по анализу снимков инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) с использованием механизмов машинного обучения – будет расширен перечень товаров, которые могут быть распознаны на снимках ИДК с помощью технологий искусственного интеллекта.
Особое внимание уделяется проекту по созданию в ЕАИС ТО – перспективной модели системы управления рисками, основанной на технологии автоматизированной оценки уровня риска товарных партий (перспективная модель СУР). Уровень риска каждой перемещаемой партии товара будет определяться в режиме реального времени с применением элементов искусственного интеллекта. Перспективная модель СУР будет реализована с применением современных информационных технологий и научных методов математического и статистического анализа. Это позволит значительно расширить возможности системы оперативного мониторинга по автоматическому выявлению схем перемещения товаров с высокой вероятностью нарушений таможенного законодательства, точечного выбора объектов контроля и применения необходимых форм таможенного контроля, и минимизировать при этом субъективный фактор.
В рамках аналитической работы планируется внедрение в практику работы механизмов предиктивной бизнес-аналитики, которые позволят существенно повысить эффективность процесса анализа данных по всем направлениям деятельности.
Основа перевозки
Что касается уже реализованных проектов, то в их числе стоит отметить наиболее востребованные и удобные, такие как:
● Автоматическое оформление таможенной декларации. Регистрация осуществляется через интернет без участия сотрудников таможенных органов. Проверка документов и оплата таможенных сборов осуществляется программными средствами.
● «Единое окно». Позволяет представить единые документы и сведения, улучшить обработку информации, ускорить информационные потоки.
● Удаленный выпуск продукции. Технология позволяет осуществить оформление таможенной декларации на любой таможне, снизить финансовые расходы участника ВЭД, упростить транспортную логистику.
● Категорирование участников ВЭД. Ускоренное проведение таможенных контролей по добросовестным компаниям, сокращение времени таможенного обслуживания, снижение затрат компании.