+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.12.2024 10:38:38
Колонка эксперта
РЖД-Партнер

Показатели оборота вагона и скоростей в ноябре – разовое улучшение или начало новой тенденции?

Системные меры по регулированию парка порожних вагонов, принятые железнодорожниками совместно с операторами и грузовладельцами, принесли ощутимые результаты – такой отчет в начале декабря дали в РЖД. Как, по оценкам РЖД, изменились показатели эксплуатационной работы за ноябрь, изучил эксперт, эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, к. э. н. Фарид Хусаинов.
Показатели оборота вагона и скоростей в ноябре – разовое улучшение или начало новой тенденции?
Про оборот вагона

Если посмотреть на динамику оборота вагона рабочего парка, в том числе на помесячную динамику внутри года, то видно (на рис. 1 ниже), что с 2016 по 2021 гг. этот показатель находился в более-менее постоянном диапазоне. Затем в 2022–2023 во второй половина года показатель ухудшался относительно первой половины года сильнее, чем за предыдущие годы. В эти годы в июле – декабре оборот всегда был существенно хуже (то есть больше), чем в январе – июне. А в 2024-м показатель сильно «ушел в отрыв».

рис 1.jpg

При этом в ноябре 2024 года оборот вагона составил 21,2 суток. Это, с одной стороны, по-прежнему сильно хуже, чем в ноябре прошлого года (в ноябре прошлого года оборот был 19,1 суток), и хуже, чем в любой из месяцев прошлого года. Но вместе с тем показатель оборота в ноябре 2024-го несколько лучше (на 0,6 суток), чем в октябре 2024 года (21,8 сут). Если сравнить оборот в часах, то мы увидим, что это соответственно 523,1 в октябре 2024-го и 509,5 в ноябре. Это снижение в 13,6 часа (509,5 – 523,1 = -13,6 ч) не так велико при рассмотрении долгосрочной перспективы, но важный вопрос, который при этом возникает – это начало новой тенденции или небольшое колебание в рамках старой?

В целом оборот вагона рабочего парка традиционно (в последние годы) в ноябре всегда немного меньше, чем в октябре, но в этом году эта разница выше – если в прошлом году оборот в ноябре был на 0,3 суток ниже, чем в октябре, то в этом году – на 0,6 суток. Вероятно, часть этого снижения из этих 0,6 суток приходится на традиционное сезонное ноябрьское снижение показателя, а другая часть, также вероятно, приходится на некоторое улучшение работы станций, на которых в процессе перевозки с вагоном производятся какие-то операции и на сокращение времени нахождения в движении. И действительно, если сравнить структуру оборота вагона по элементам в октябре и ноябре 2024 года, то можно заметить, что средний простой под грузовыми операциями вырос на 7,5 ч (с 229,3 до 236,8 ч, или на 3%, при этом рост доли этого показателя в обороте с 43,8 до 46,5%), а вот время простоя на технических станциях снизилось на 18,6 ч (с 197,7 до 179,1 ч, или на почти 10%, при этом доля этого показателя снизилась с 37,8 до 35,1%).

Здесь также нужно обратить внимание на долю оборота вагона, в течение которого вагон находится в движении. Эта доля в октябре составляла 15,5%, а в ноябре – 15,8%; в часах эти показатели составили соответственно 81,4 и 80,4 ч (рост доли на 0,3 п. п., но снижение абсолютного значения на 1 ч, или на 1,2%). Таким образом, в состоянии «в движении» вагон в ноябре находился чуть меньше, чем в октябре. Иначе говоря, согласно данным ОАО «РЖД», общее снижение (улучшение) оборота вагона в большей степени было связано с сокращением простоев на технических станциях, чем с сокращением времени в движении. Впрочем, снижение времени нахождения в движении может быть связано с тем, что при постоянной средней дальности перевозки вагон в среднем чуть быстрее проезжает это расстояние – в подобном случае доля в движении не вырастет или вырастет в меньшей степени, чем другие элементы и оборот в целом, но зато немного вырастет скорость (об этом ниже).

Насколько тенденция снижения оборота будет долгосрочной и устойчивой? У ОАО «РЖД» периодически бывает так, что оно авральным образом бросает все силы на изменение какого-то показателя («месячник по борьбе с пьянством», «месячник по борьбе с возгораниями», «месячник по борьбе за участковую скорость» и т. п.), поэтому пока рано говорить о том, будет ли это изменение оборота вагона началом системных изменений или «разовой акцией». Все-таки большие и инертные системы меняются медленно, и нужно понаблюдать за динамикой этих показателей.

Про скорости

По итогам 11 месяцев 2024 года средняя участковая скорость грузового поезда на инфраструктуре РЖД составила 35,5 км/ч, что на 5,8% ниже аналогичного показателя за 11 месяцев 2023 года. Техническая скорость грузового поезда по итогам 11 месяцев 2024-го составила 40,4 км/ч, что на 4,9 % ниже показателя аналогичного периода 2023 года.

рис 2.jpg
рис 3.jpg


Вместе с тем в ноябре по сравнению с октябрем зафиксирован рост и участковой, и технической скоростей. В ноябре 2024 года участковая скорость выросла к октябрю на 2,2 км/ч (на 6,5%), техническая – на 2,1 км/ч (на 5,4%). Если рассматривать аналогичные месяцы прошлого года, то техническая скорость в прошлом ноябре к октябрю (в 2023-го) выросла на 0,6 км/ч, или на 1,5%; участковая скорость в прошлом году выросла (ноябрь к октябрю) на 0,9 км/ч.

Таким образом, да, видно, что в этом году рост (ноябрь к октябрю) больше, чем в предыдущие годы. Но стоит учесть, что даже при продемонстрированном росте участковая скорость ниже, чем в этом же 2024 году с января по май – в мае там было 36,1 км/ч, в ноябре – 36 км/ч. То есть уровень с января по май (помесячный) по участковой скорости пока не превышен. Участковая скорость в ноябре выше, чем в остальные месяцы второго полугодия, то все еще ниже, чем в первом полугодии (и ниже, чем в пяти месяцах первого полугодия). При том, что в прошлые годы скорость во втором полугодии так и так в среднем всегда ниже, чем в первом, даже несмотря на традиционный небольшой скачок в ноябре.

Какие выводы можно сделать, глядя на ноябрьские показатели?

Пока рано говорить о новой тенденции. Пока мы не можем точно знать – это разовое локальное улучшение на один месяц, после которого дальнейшие ресурсы по улучшению окажутся исчерпанными, или это начало тенденции возвращения оборота вагона к «хорошим временам» – показателям 2016–2020 годов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions