Дефицит кадров наблюдается прежде всего среди рабочих специальностей: грузчики, водители погрузчиков и штабелеров, водители грузовых автомобилей, диспетчеры. Конкретно в РЖД также испытывают трудности с набором персонала. Недостаток ощущается среди таких рабочих специальностей, как машинисты, монтеры пути, составители поездов и слесари по ремонту подвижного состава. Несмотря на регулярное повышение зарплат и введение зональных надбавок, желающих работать в компании недостаточно. В авиационных перевозках отмечается дефицит вторых пилотов. На флоте также наблюдается дефицит рабочих специальностей, командного состава для новых судов внутренних водных путей с современным оборудованием, требующим не только опыта, но и высокой квалификации. Из портов уходят грузчики, не хватает тальманов и стивидоров.
Одной из основных проблем, вызывающих уход рабочих из транспортной отрасли, остается невысокая заработная плата, совершенно не конкурирующая с доходом тех же курьеров и доставщиков. Если обратиться к крупным сайтам по поиску работы, то можно увидеть, что, например, на морских терминалах Черного моря заработная плата тальмана колеблется в районе 50–60 тысяч рублей. Курьер в этом регионе может рассчитывать на доход в районе 200 тысяч рублей.
Несмотря на это, можно сказать, что сложившиеся условия поспособствовали существенному сдвигу в отношении повышения заработной платы и улучшения условий труда. Крупные российские компании, ощутив на себе реальную угрозу остаться без персонала, принялись всеми способами поднимать мотивацию. Если посмотреть на топ вакансий, например, в железнодорожной отрасли на сайте SuperJob, то большая их часть – от ОАО «РЖД». Начальнику участка пути в Хабаровском крае предлагается зарплатное предложение в 180 тыс. рублей. По многим рабочим специальностям наблюдается резкое повышение заработных плат. ОАО «РЖД» вообще выступает в авангарде: развивает бренд работодателя, предлагает бесплатное обучение профессии в своих учебных центрах, льготы и бонусы своим сотрудникам. Это правильное поведение, но РЖД – компания-монополист, которая может позволить улучшать экономические условия труда персонала. При этом такая реакция на собственные сложности в кадровом составе может губительно сказаться на небольших и средних организациях транспорта, которые не смогут предложить своим сотрудникам аналогичные условия по заработной плате, по социальным вопросам. Крупные компании легче переживают кризис на рынке труда, расширяя свои коммерческие предложения для новых и прежних сотрудников.
Решением вопроса должна стать государственная поддержка – от субсидирования небольших предприятий сферы транспорта до создания единой кадровой платформы, организации специальных служб занятости и других каналов, позволяющих эффективно решать задачи укомплектования кадрами и их эффективного удержания в транспортных компаниях.
Также не только стоит повышать размер вознаграждения за труд, но и формировать позитивный и привлекательный образ рабочего транспортной отрасли. На сегодняшний день, несмотря на возросшую заработную плату и развитие профессионалитета, в глазах обывателей образ монтера пути или токаря железнодорожного депо зачастую не является комплементарным.
Где нужны «белые воротнички»
В ближайшей перспективе российский рынок ожидает инвестиции в новые проекты по развитию Северного морского пути, открытию новых дорог, портов и терминалов для обеспечения доставки и экспорта товаров. Это скажется на потребности не только в рабочих, но и в «белых воротничках» в транспортной сфере. Например, в связи с запуском новых юрлиц и площадок, перезапуском бизнеса роли КАМов (менеджеров по работе с клиентами) и коммерческих директоров стали ключевыми. Работодатели готовы привлекать кандидатов за счет высокой денежной мотивации и амбициозных задач. Работодатели находятся также в поиске начальников портов и складов временного хранения. Поскольку компании вкладываются в развитие новых площадок и новых путей доставки, требования к кандидатам высоки: иметь аналогичный опыт по запуску проектов с нуля, уметь выстраивать процессы и, помимо операционной деятельности, отвечать за коммерческую составляющую. Хочу отметить, что в основном компании не готовы идти на уступки по требованиям к опыту кандидатов и ориентируются на узкопрофильную специфику. Например, работодателям важен опыт работы с проектами по Северному морскому пути, по рынку Казахстана и так далее. Все это существенно сужает воронку, усложняет поиск и сроки закрытия вакансий. Те, кто все же готовы более гибко смотреть на сочетание опыта и компетенций, быстрее запускают проекты.
Также требуются специалисты финансового блока, которые могут вывести компанию на новый уровень, помочь бизнесу адаптироваться в новых реалиях, оценить риски, увидеть новые возможности. Наибольший спрос наблюдается в отношении финансовых бизнес-партнеров, финансовых аналитиков, финансовых менеджеров. Эти кандидаты востребованы в связи с тем, что компаниям нужны высокопрофессиональные сотрудники, способные в сжатые сроки перестроить имеющиеся процессы и цепочки поставок, договориться с партнерами о выгодных условиях сотрудничества. Работодатели готовы перекупать и «хантить» кандидатов у конкурентов.
Из-за низкой автоматизации процессов в транспортной отрасли и из-за дефицита кадров многим локальным игрокам сложно качественно и в срок выполнять поставленные задачи. Для того, чтобы пройти этот период, необходимо также активное привлечение IT-специалистов, необходимо пересматривать отношение к персоналу, стратегически смотреть на развитие бизнеса, вкладываться не только в организацию процесса здесь и сейчас, но и развивать технологии и кадры с прицелом на будущее.