Индексация тарифов затрагивает перевозки пассажиров и различных грузов, разные типы перевозок и различные роды подвижного состава. Разберемся, какие именно тарифы повышаются, в какой мере, почему повышение происходит раньше намеченного срока и зачем это делается.
Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки повышаются на 13,8%. Основная причина решения правительства об увеличении тарифов, в том числе досрочном, связана с усилиями по адаптации железнодорожной отрасли к новым экономическим реалиям и поддержанием финансовой устойчивости в условиях увеличения капитальных затрат, операционных расходов и роста логистической нагрузки на инфраструктуру.
При увеличении оплаты труда, повышении цен на топливо, электроэнергию, металлы, различные материалы и необходимые ресурсы, эксплуатация, обновление и модернизация железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава становится для РЖД дороже. Кроме того, в реалиях с высокими процентными ставками и ограниченным доступом к международным рынкам капитала, РЖД становится сложнее привлекать заемные средства для реализации инфраструктурных проектов и модернизации. Перед РЖД сейчас стоит острая необходимость ускорить работы по модернизации железнодорожной сети: поскольку на фоне изменения геополитической ситуации поменялись логистические маршруты, это привело к тому, что возросли объемы перевозок и резко увеличилась нагрузка на инфраструктуру в направлении МТК Север – Юг и Восточного полигона. Адаптация железнодорожного сектора экономики к изменяющимся объемам и направлениям грузопотока требует больших инвестиций и в этой связи – актуализации тарифной политики. Компания вынуждена искать способы покрытия возрастающих издержек.
Следует отметить еще тот факт, что индексация тарифов приведет к увеличению поступлений в государственный бюджет в виде дополнительных налогов и дивидендов, поскольку железнодорожная отрасль является значимым бюджетным «донором». А дополнительные поступления в бюджет государству сейчас очень нужны для финансирования оборонно-промышленного комплекса и покрытия расходов на государственные социальные и инфраструктурные проекты.
Надо адаптироваться
Кроме этого, проектом распоряжения правительства предусмотрена отмена понижающих коэффициентов на экспортные перевозки угля и перевозки минерально-строительных грузов, что позволит, в свою очередь, повысить тарифы на перевозки этих грузов последовательно с 2025 по 2026 годы. С 1 января 2025-го уже запланирован рост тарифов на перевозки минерально-строительных грузов на 5%.
Опять же, с учетом инфляционного давления, отражающегося в том числе на стоимости ресурсов, сырья и материалов в России, понижающие коэффициенты становятся экономически менее оправданными. На фоне изменения внешнеэкономической среды и геополитических ограничений, ряд традиционных экспортных маршрутов стал менее доходным или недоступным, и в этой ситуации РЖД вынуждены адаптировать тарифную политику под перевозку ключевых грузов, которые сейчас уже не обеспечивают необходимых доходов. Выходит, что у РЖД акцент на поддержание определенных отраслей экономики России переносится на выравнивание баланса доходов. К примеру, каменный уголь – это якорная номенклатура для РЖД, он занимает первое место по доле в структуре грузов. В структуре экспорта доля угля варьирует в пределах 50–60%, поэтому на перевозке угля РЖД получают значительные доходы и сейчас хотят их увеличить.
Также с 1 января 2025 года запланирован рост тарифов на 5% на контейнерные перевозки. Кроме того, на 10% будут проиндексированы тарифы на порожний пробег универсального подвижного состава. Изменение тарифов на порожний пробег универсальных вагонов направлено на операторов подвижного состава, а не на экономику грузоотправителей. Это решение будет способствовать снижению избыточного порожнего пробега и стимулировать использование универсальных вагонов на полную загрузку, что уменьшит нагрузку на железнодорожную сеть и улучшит логистическую эффективность. Важно заметить, что повышение тарифов на порожний пробег не распространяется на перевозки порожних цистерн и специализированного подвижного состава, поэтому не отразится на перевозках нефтепродуктов.
Пассажирам тоже
Корректировка тарифов коснется не только грузовых перевозок, но и пассажирских. С 1 декабря 2024 года будет на 11,6% увеличен тариф на железнодорожные пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования. Одновременно с этим на 10,2% возрастут сборы и платы у пассажирских компаний на маршрутах дальнего следования и на 13,8% – в пригородном сообщении.
В дальнем и пригородном сообщениях существуют направления, которые менее прибыльны или убыточны, но они социально значимы. Повышение тарифов позволяет поддерживать работу таких маршрутов, сохраняя доступность железнодорожного транспорта для населения. Это обеспечивает компенсацию части расходов без привлечения дополнительных субсидий из бюджета. Более того, пассажирский парк будет пополняться новыми отечественными вагонами с кондиционерами, душевыми комплексами и биотуалетами. Для пригородного сообщения будут приобретены современные электропоезда российского производства. Также в рамках развития инфраструктуры пригородного комплекса будут создаваться новые транспортно-пересадочные узлы, ремонтироваться платформы, станции и вокзалы.
Таким образом, получаемые в результате тарифных изменений экономические эффекты обеспечат дополнительные источники финансирования инвестиций для развития железнодорожного транспорта России. Это сейчас особенно важно в русле интенсивной работы РЖД по увеличению провозной способности железных дорог в направлении портов и пограничных переходов Восточного полигона и МТК Север – Юг.