Дефицит кадров в начале 2024 года был обусловлен перераспределением трудовых ресурсов на рынке логистики – после ухода из России больших международных компаний с автоматизированными процессами и оптимизированным количеством сотрудников их на рынке заменили небольшие экспедиторские компании и морские линии, уходящие корнями в страны Ближнего Востока и Азии, где автоматизация подобного рода отсутствует, а при исполнении аналогичного круга обязанностей и обработки соразмерного количества груза задействуется в 2 раза больше людей.
При этом изменился состав рынка. Так, в контейнерах транспортируют все больше грузов, ранее перевозимых навалом. В ходе перевозок там, где регулярный сервис отсутствует, приходится организовывать дополнительную обработку грузов – перетарку, таможенное сопровождение, транзитное оформление.
Не стоит забывать также о том, что достаточно большой процент специалистов логистических услуг работал в иностранных компаниях и обладает достаточным знанием иностранных языков для релокации, и часть таких работников получили от своих работодателей предложения о работе в иностранных офисах и воспользовались им.
В 2025-м дефицит продолжает сохраняться – рынок пополняется выпускниками вузов, но недостаток либо отсутствие релевантного опыта, невозможность платить выше рынка относительно других профессий за тот объем и качество работы, который могут предоставить вчерашние студенты, не перекрывают имеющегося дефицита и заставляют все больше ценить имеющийся персонал и пересматривать стратегию в сторону повышения квалификации имеющегося персонала, его обучения и введения стимулирующих бонусов для повышения производительности.
Утром деньги, вечером ДМС
Если говорить о зарплатах, то резкий рост, имевший место с 2022 по 2024 год, постепенно начал стихать. Дело в том, что новые сотрудники, не соответствуя должному уровню качества предоставляемых услуг, ожидают уровень зарплат как у опытных специалистов. Сотрудники с минимальным опытом работы, либо без него, могут быть задействованы лишь на линейных должностях, и тем не менее требуют вложений в их обучение и адаптацию, что заставляет пересматривать состав затрат на персонал компаниями. Одновременно с этим сохраняется тенденция ежегодного повышения зарплат на уровень инфляции для действующих сотрудников, их удержания и повышения их мотивации.
Компании работают над тем, чтобы соблюдать баланс между затратами на персонал и сохранением достаточного количества работников. Например, используя нематериальную мотивацию, за счет которой можно сократить налоговую нагрузку. В том числе, например, дополнительные дни отпуска, компенсация питания и подобное, потому что крупные игроки, выбывшие с рынка, предоставляли такие условия, и работники к ним привыкли, воспринимая их как само собой разумеющееся для этой отрасли. Также применяют инструменты повышения квалификации и обучения персонала, пересматривают обязанности сотрудников, внедряют внутренние механизмы для облегчения процессов взаимодействия с терминалами, ж/д станциями, автомобильными перевозчиками, портами и автоматизацией расчетов и внедрением CRM-систем для ведения клиентов и сделок.
Если говорить о пиковых значениях заработных плат в отрасли, то сотрудники отделов продаж в отдельно взятых компаниях могут сейчас зарабатывать до 300 000 руб. по данным hh.ru и superjob.ru, а линейные специалисты и стажеры претендуют как минимум на 50 000–60 000 руб., хотя еще недавно специалисты без опыта могли рассчитывать лишь на МРОТ (сейчас составляет 22 440 руб.). Таким образом, можно сказать, что зарплаты по рынку логистики выросли практически в два раза. Но учитывая темпы роста инфляции и изменения курса валют, этот рост не ощущается так, как мог бы ощущаться пару лет назад.
Высокая квалификация в дефиците
На 2025 год можно прогнозировать сохранение тенденции дефицита высококвалифицированного персонала среди кандидатов и, соответственно, небольшого количества таковых в поиске работы. Сфера логистики и ранее обладала наименьшей текучкой относительно других отраслей, количество вакантных мест при этом вряд ли будет существенно расти, потому что потребности производств и рынка потребительских товаров удовлетворены на данный момент имеющимся количеством поставщиков услуг. При этом рынок грузоперевозок продолжает показывать рост год к году, поэтому и о стагнации спроса на сотрудников говорить не приходится.
Рынок логистики не показывает индикаторов второй волны турбулентности. К тому же работодатели уже извлекли опыт из прошедших двух лет и оптимизируют процесс подбора, адаптации и удержания персонала для закрытия своих потребностей. Многие компании выбирают стратегию сохранения персонала, более предвзято относятся к процедурам подбора и находятся в режиме боевой готовности.