В этой связи Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» (НО «СОЮЗЦЕМЕНТ») обращает внимание, что в последние годы пользователи услуг железнодорожного транспорта сталкиваются с систематическими проблемами в работе железнодорожного комплекса, что приводит к массовому отказу потребителей цемента от работы с железной дорогой и уходу грузов на автотранспорт. Результатом этого стало то, что доля отгрузок цемента железнодорожным транспортом снизилась с 72% в 2007 году до 39% в настоящее время. За период январь – сентябрь 2024 года погрузка цемента во внутрироссийском сообщении железнодорожным транспортом составила 18,5 млн тонн, что на 3,6% ниже аналогичного уровня прошлого года (19,2 млн тонн).
В октябре 2024 года, несмотря на сезонное снижение темпов потребления цементной продукции, все участники перевозочного процесса (грузоотправители, грузополучатели, операторы железнодорожного подвижного состава) на регулярной основе столкнулись с новыми, беспрецедентными сложностями, связанными с заадресовкой порожнего железнодорожного подвижного состава и приемом груза к перевозке, при согласованных заявках на перевозку грузов ГУ-12 и СКПП. В информационных системах ОАО «РЖД» были установлены логические контроли, исключающие оформление порожних хоппер-цементовозов и прием груза к перевозке на основные станции погрузки цемента. Такие логические контроли действуют даже внутри одной железной дороги, что ранее практически не применялось.
Ситуацию с нехваткой порожнего подвижного состава и обеспечением отгрузки для нужд стройкомплекса многие участники рынка оценивают как усугубляющую запрет на погрузку и предъявление к перевозке вагонов, прибывших в отстой на пути необщего пользования. Данный вид заадресовки порожних вагонов вынужденно используется участниками перевозочного процесса в условиях ограничений инфраструктуры магистрального железнодорожного транспорта.
Ежесуточно выделяемые квоты, определяемые Центральной дирекцией управления движением, не соответствуют перерабатывающим способностям грузоотправителей, что ограничивает доступ к необходимым ресурсам и снижает общую эффективность работы предприятий. Заадресовки порожних вагонов под ГУ-12, как и направления вагонов в отстой, недостаточно для обеспечения предприятий погрузочным ресурсом, что приводит к задержкам в логистических операциях и снижению общей эффективности производственного процесса.
Указанные выше ограничения, по некоторым данным, введены по итогам совещания под председательством 1-го замгендиректора ОАО «РЖД» С. А. Кобзева от 18 октября 2024 г., направленного на ограничение доступа на сеть порожних вагонов. По мнению членов НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», характер данных ограничений, а также значительное усугубление ситуации с обеспечением подвижным составом могут оцениваться как создающие неравные условия для участников перевозочного процесса.
Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» отдельно обращает внимание на ставшие не единичными случаи доставки цемента железнодорожным транспортом с превышением сроков сохранения годности материала (60 суток для общестроительного цемента). В отдельных случаях сроки доставки цемента превысили 120 суток, в связи с чем в адрес производителей строительных материалов поступают обращения от потребителей цемента об отказе в приеме груза в свой адрес, теряющего качество и свойства. Необходимо отметить, что от качества цемента зависят прочность и долговечность строительных конструкций. Таким образом, данная проблема, ставшая массовой в 2024 году, угрожает безопасности строительства, а также жизни и здоровью граждан.
НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» предлагает ОАО «РЖД» совместно с регуляторами рассмотреть возможность реализации комплекса мер, направленных на повышение качества и безопасности перевозочного процесса, выполнения задач национального развития. В первую очередь считаем необходимым внести исключения в информационные системы ОАО «РЖД» и не применять ограничения для специализированных вагонов, задействованных под перевозки готовой продукции цементных заводов (цементовозы).
Не менее важно поддержать инициативу НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» по внесению изменений в Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, грузоотправителей к услуге по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования, в части повышения приоритетности перевозок цемента (повысить очередность обеспечения оказания транспортных услуг). Необходимо учитывать, что производство цемента непрерывное, а цемент является социально значимым товаром.
Также НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» предлагает проработать вопрос внесения изменений в Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, Устав железнодорожного транспорта в части повышения ответственности перевозчика в связи с нарушением сроков доставки продукции, имеющей ограниченные сроки использования (в том числе цемент).