+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.04.2024 16:34:02
Колонка эксперта
РЖД-Партнер

У угля не демонические свойства

За последние 11 лет угольная продукция смогла заместить чуть более четверти потерь в отправке грузов РЖД, рассказал на транспортно-логистическом форуме «Грузовая панорама» заместитель генерального директора АНО «ИПЕМ» Владимир Савчук.
Когда ведутся рассуждения о перспективах железнодорожных перевозок, порой складывается ощущение, что отправка грузов, если оглянуться на достаточно продолжительный срок назад, выросла. Но если взять открытые статистические данные, отправки грузов по железным дорогам с 2012 по 2023 год сократились почти на 4%.

При этом наиболее сильно снизилась отправка строительных (-72,5 млн т) и нефтеналивных (-56,2 млн т) грузов. Суммарно железнодорожный транспорт за последние 11 лет потерял по разным номенклатурам 140 млн т.

Конечно, часть потерь была компенсирована ростом в других сегментах погрузки. Чем замещались потери? В первую очередь угольной продукцией, по которой прирост составил 37 млн т или 10,7%.
Очень много говорят про демонические свойства угля, что уголь на сети выдавливает иные грузы и т. п. Но если посмотреть непредвзято, увеличение погрузки угля за прошедшие 11 лет компенсировало лишь 26% снижения отправок других грузов. Рост угольных перевозок не ограничивал рост отправок таких номенклатур, как удобрения (+71,1%), зерно (+48,9%), грузы в контейнерах (+2,8 раза). Стоит сказать, химические и минеральные удобрения получили значительный прирост и в объемном выражении. В 2023 году в сравнении с 2012-м их погрузка выросла на 33 млн т, что близко к объему прироста по угольной продукции. По итогам 2024 года удобрения и вовсе по динамике отгрузки могут обойти уголь.

Таким образом, достигнутый баланс интересов между отраслями промышленности позволил российской экономике устойчиво развиваться, в том числе в условиях турбулентности, а железнодорожному транспорту сохранить загрузку железнодорожной инфраструктуры.

Чем уголь хорош – это устойчивая грузовая база: он есть всегда, корреспонденция угольных потоков обширна. А вот найти замену такому массовому и тяжеловесному грузу получается не всегда.
Возьмем недавний случай с перевозками в адрес порта Тамань. Как известно, частный стивидор установил высокие тарифы на услуги по перевалке, превышающие рыночные, угольщики, сославшись на свою экономику, посчитали это направление невыгодным и туда не поехали. Как следствие, экспортные перевозки на южном полигоне просели, и этот уголь, в относительно не большом для него объеме в 3 млн т, не возместился другими грузами.

Когда экономисты говорят, если угля будет ехать меньше, то иных грузов поедет больше, согласиться можно, но отчасти. Когда мы подходим к снаряду и наводим на него лупу, картина получается не столь очевидная – в сопоставимых объемах найти альтернативу непросто. Погрузка других грузов локально может вырасти на ограниченные объемы, однако утверждать, что без угля мы спокойно загрузим железнодорожную инфраструктуру, которая к тому же будет расширяться, слишком смело.

В экономическом плане перевозки угля для операторского сообщества всегда были прибыльны и по сей день являются ценовым маркером стоимости аренды/предоставления полувагонов и под другие перевозки. Для ОАО «РЖД» после приостановки скидочных коэффициентов за дальность и ростом тарифов на дальние перевозки на 70–80% за 2022 год перестали быть убыточными, возмещая все переменные и как минимум часть постоянных затрат.

Наиболее целесообразно – и для экономики перевозок ОАО «РЖД», и операторов вагонов, и для экономики регионов, и для федерального бюджета – это развитие магистральной железнодорожной инфраструктуры опережающими темпами, с большим использованием федеральных источников финансирования для ограничения роста тарифов. В этом случае экономика России и доходы бюджетной системы покажут повышенные темпы.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions