Почему сейчас возник этот вопрос с доначислениями? Думаю, из-за изменения правовой конфигурации. В прошлом в целом была возможность проверить авто, но ФТС ничего не делала. Тогда риск доначисления был.
Было изменено законодательство, таможня получила инструменты и информацию: они знают, от какой суммы растаможены эти машины, и у них есть справочник Минпромторга, в котором написаны реальные цены на ту же самую «Тойота Камри». Если машину растаможили в Киргизии и написали вместо 32 тысяч долларов 6 тысяч долларов, то российский таможенник откроет документы, посмотрит и скажет сразу, что надо доплатить. Поэтому ввоз через Казахстан, Киргизию, Армению просто встал.
Относительно разговоров о доначислении, возникших сейчас, нужно понимать, что у нас по Конституции закон обратной силы не имеет. Тогда не доначислили, потому что не было нормативной базы. Но доначислить средства за то, что уже было ввезено в прошлом, нельзя.
Отмечу отдельно, что ГАИ информацию также опровергли. И это правильно – с той точки зрения, что растаможка, утильсбор – это не их вопросы. Им приносят документы, они на момент регистрации валидны, то есть ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства) действует, они ставят машину на учет. У них нет правовых оснований лишать регистрации. Если вдруг ЭПТС будет аннулирован, то следующий собственник будет устранять причину, чтобы ЭПТС стал действующим.
Суммируем сказанное: за машины, которые въехали по параллельному импорту, вообще никому ничего не должно быть – они честнее Папы Римского. Но таких машин очень мало. По машинам, которые въехали через Киргизию, Армению и другие страны с занижением, скажу так: да, сейчас появилась возможность все проверять автоматически, но нужно помнить, что закон обратной силы не имеет.