+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.01.2025 15:06:12
Колонка эксперта
РЖД-Партнер

«Закон обратной силы не имеет»: взгляд на ситуацию вокруг требований доплатить пошлины за ввезенные в страну авто

На этой неделе активно обсуждается распространенная в медиа информация о сложностях у владельцев машин, ввезенных по параллельному импорту. Издание Autonews сообщило, что многим автовладельцам, которые ввезли машины с помощью этого механизма, придется доплатить сотни тысяч рублей. Если требование не будет исполнено, то может быть аннулирован электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС), а позднее – и регистрация автомобиля в ГАИ. Но на данный момент опровержения информации дали оба ведомства. Так, в Госавтоинспекции МВД России сообщили, что «изменение статуса оформленного на транспортное средство электронного паспорта в связи с его аннулированием к таким основаниям не отнесено». В ФТС России, в свою очередь, не подтвердили информацию о массовости рассылок автовладельцам требований о доплате пошлин. Своей точкой зрения по теме с РЖД-Партнером поделился вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
«Закон обратной силы не имеет»: взгляд на ситуацию вокруг требований доплатить пошлины за ввезенные в страну авто
В России сейчас есть несколько разных режимов ввоза автомобилей. Первый предназначен для юридических лиц, когда вы, например, производитель и везете партию, – это одобрение типа транспортного средства. Второй вариант возник в связи с санкциями: производители автомобилей не хотят везти автомобили, поэтому правительство приняло отдельный режим, который разрешает юридическим лицам ввозить автомобиль без разрешения правообладателя. Это называется параллельный импорт. Он весь идет через ФГУП НАМИ, он весь растаможивается в РФ, по нему уплачивается полный утильсбор и остальные необходимые выплаты. Эту модель важно не путать с различными схемами ввоза через сопредельные республики, входящие в Таможенный союз, когда таможенная стоимость в декларации могла занижаться. У нас единое таможенное пространство, соответственно, если растаможился там, то можно ввезти к нам. Во всех странах Таможенного союза автомобиль ввозится как товар. Но как происходит в описываемой схеме: идет занижение таможенной стоимости автомобиля в декларации (например, автомобиль «Тойота Камри» стоит 32 тысячи долларов, а его растаможивают, исходя из суммы в шесть тысяч долларов). Растаможка – это процент от стоимости машины плюс НДС. НДС в Казахстане, Киргизии, других странах ниже, чем в России. Дальше машина продается российскому «физику», он уплачивает льготный утильсбор в 3400 рублей. Таким образом, дальше машина легализована.

Почему сейчас возник этот вопрос с доначислениями? Думаю, из-за изменения правовой конфигурации. В прошлом в целом была возможность проверить авто, но ФТС ничего не делала. Тогда риск доначисления был.

Было изменено законодательство, таможня получила инструменты и информацию: они знают, от какой суммы растаможены эти машины, и у них есть справочник Минпромторга, в котором написаны реальные цены на ту же самую «Тойота Камри». Если машину растаможили в Киргизии и написали вместо 32 тысяч долларов 6 тысяч долларов, то российский таможенник откроет документы, посмотрит и скажет сразу, что надо доплатить. Поэтому ввоз через Казахстан, Киргизию, Армению просто встал.

Относительно разговоров о доначислении, возникших сейчас, нужно понимать, что у нас по Конституции закон обратной силы не имеет. Тогда не доначислили, потому что не было нормативной базы. Но доначислить средства за то, что уже было ввезено в прошлом, нельзя.

Отмечу отдельно, что ГАИ информацию также опровергли. И это правильно – с той точки зрения, что растаможка, утильсбор – это не их вопросы. Им приносят документы, они на момент регистрации валидны, то есть ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства) действует, они ставят машину на учет. У них нет правовых оснований лишать регистрации. Если вдруг ЭПТС будет аннулирован, то следующий собственник будет устранять причину, чтобы ЭПТС стал действующим.

Суммируем сказанное: за машины, которые въехали по параллельному импорту, вообще никому ничего не должно быть – они честнее Папы Римского. Но таких машин очень мало. По машинам, которые въехали через Киргизию, Армению и другие страны с занижением, скажу так: да, сейчас появилась возможность все проверять автоматически, но нужно помнить, что закон обратной силы не имеет.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions