Особенно остро вопрос встал в затяжном конфликте с железнодорожной компанией Canadian National (CN). В ходе многолетнего разбирательства CN настаивает, что Amtrak должна компенсировать убытки, которые она несет, уступая путь пассажирским составам. В 2019 году Совет по наземному транспорту (STB) допустил возможность учитывать такие издержки как «дополнительные» – расходы, которых бы не было без Amtrak.
Теперь, спустя 12 лет с начала конфликта, STB запросил у CN подробный отчет о финансовых потерях от задержек в 2024 году. В качестве примера CN указывает: 680 часов задержек только в декабре 2019 года обошлись в $219 691. В годовом выражении это эквивалентно $2,6 млн.
Если STB утвердит такой подход, это повлечет за собой значительное увеличение ежегодных выплат Amtrak принимающим железнодорожным операторам, которые уже составили $248 млн в 2024 году. Причем CN лишь пятый по объему пробега Amtrak на своей сети, уступая BNSF, Union Pacific, CSX и Norfolk Southern. Это означает, что другие железные дороги также могут потребовать компенсации, а масштабы выплат вырастут в разы.
Amtrak, чей операционный дефицит в 2024 году составил $705 млн, выступает против. Компания утверждает, что закон не предполагал возмещения убытков, связанных с предоставлением преференции пассажирским поездам. Более того, Amtrak считает, что сами грузовые операторы, включая CN, создают условия для задержек – например, из-за перегруженных маршрутов, длинных поездов или отклонений от расписания.
На фоне заявлений некоторых американских политиков о возможной приватизации Amtrak, включая Илона Маска и министра транспорта Шона Даффи, это разбирательство может стать лакмусовой бумажкой для будущего американских пассажирских железных дорог.
Решение STB ожидается в этом году. Его последствия могут оказаться ощутимыми не только для Amtrak, но и для всех пассажиров междугородных поездов в США.