По его словам, в этой ситуации Белоруссия переориентировала транзит своего экспорта с Литвы на Россию, считая, что возможные потери в маржинальности будут компенсированы ростом мировых цен.
«Мы давно готовились к этой ситуации, это было анонсировано. Мы, как и обещали, свои поставки переориентировали. За счет более длинного [логистического] плеча в Российской Федерации наши производители немного потеряли маржинальность, но она будет компенсирована ростом мировых цен, – отметил Р. Головченко. – По сути, мы ничего не потеряли, может, даже и выиграли, потеряла чисто экономика Литвы».
Он подтвердил, что Литва прекратила принимать белорусские поезда, которые перевозили хлоркалий в порт Клайпеды, при этом отметил, что литовцы «наказали, как обычно, сами себя». «И так неблестящая экономика Литвы несет большие потери, в частности транспортный сектор – и железная дорога, и Клайпедский порт. Это их внутреннее дело», – отметил премьер-министр. «Мы предложили вариант. Если нам не ответят, в ближайшие дни введем ответные меры», – сказал Р. Головченко.
Р. Головченко подчеркнул, что Литва, приняв такое решение в одностороннем порядке, нарушила межправсоглашение о железнодорожном сообщении, не говоря о документах, которые регулируют вопросы транзита для стран, не имеющих выхода к морю. По его словам, Белоруссия намерена взыскать штрафы с Литвы за расторжение контрактов на транзит калия, иск подан в литовский суд. «Мы взыщем штраф, который нам полагается, за расторжение контрактов на перевозку с их стороны. Соответствующее исковое заявление подано в литовский суд, мы взыщем с них в том числе и упущенную выгоду, это большие суммы», – сказал Р. Головченко.