Холдинг все больше позиционировал себя на рынке как коммерческая компания, которая стремится в первую очередь повысить свой кредитный рейтинг и эффективность KAPEX (окупаемости капиталовложений). Для этого в холдинге формировались единые центры ответственности, компетенций, принятия решений и консолидации прибыли. При этом как монополия РЖД декларировали программы снижения эксплуатационных расходов, но не имели особых стимулов сокращать их. Тем более что рост затрат компенсировался за счет индексации тарифа. Если присмотреться к внутрикорпоративным направлениям обеспечения безубыточности, то в них работа по обоснованию уровня индексации тарифов стоит на первом месте, на втором – расчеты размера компенсации услуг пассажирского комплекса, на третьем – госсубсидии. И только затем указаны меры, нацеленные на рост внутренней эффективности холдинга. В соответствии с этими целями и происходили балансировки бюджетов производственных вертикалей и формировалась система неукоснительного соблюдения бюджетной дисциплины. Тем не менее операционные расходы холдинга по МФСО в 2023 году превысили 2,6 трлн руб., увеличившись практически синхронно с доходами – иными словами, более чем удвоившись по сравнению с 2010 годом. А если сравнивать с 2003 годом, то рост вообще получится многократным.
Сегодня в основе финансовой устойчивости холдинга – возможность выступать на рынке в виде коммерческой структуры, успешно торговать дефицитом провозных способностей и при этом получать от государства значительную поддержку. При этом эффективность управления производственными процессами стала играть второстепенную роль. Парадокс, считают некоторые эксперты, но данная бизнес-модель позволяет холдингу уклоняться от полного выполнения как стратегических государственных задач по обеспечению национальной экономики публичными транспортными услугами, так и потребностей конкретных клиентов. При этом компания сохраняет устойчивое финансовое положение.
В ответ на многочисленные пожелания наших читателей и в преддверии Нового года – периода поздравлений и подарков – мы выкладываем часть наиболее интересных материалов из № 23 журнала «РЖД-Партнер» в открытый доступ. Эти статьи будут особенно полезны специалистам в сфере железнодорожных грузоперевозок и всем, кто следит за событиями, которые развивались в течение нескольких последних лет и привели к ситуации, сложившейся на сети РЖД к концу текущего года.
Напоминаем, что продолжается подписная кампания на журналы «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» на 2025 год. Отправить заявку в один клик можно со страницы по ссылке, а также написать нам на имейл: rasp@rzd-partner.ru или позвонить по тел.: + 7 (812) 418-34-99.
Также вы можете оформить подписку на ежемесячное исследование «Ставки и грузовые вагоны».