+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.04.2025 10:27:00
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Что делать, если накладная долго находится на согласовании, и кто в этом случае отвечает за простой вагона?

Один из животрепещущих вопросов, интересовавших участников семинара журнала РЖД-Партнер «Претензионная работа на железнодорожном транспорте», звучал так: «Согласование накладной должно происходить в течение 3 часов. Но как решать вопрос, если накладная висит на согласовании днями, неделями, и кто отвечает за простой вагона в данном случае? К кому можно обращаться за возмещением убытков (неполученной выгоде по аренде)?».
Мы попросили юристов ответить, как же быть в данном случае.

Отвечает управляющий партнер Legal 1520 Ольга Гуляева:

– В соответствии с пунктом 59 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом № 374 ОАО «РЖД» должно согласовать запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона в течение трех часов.

При нарушении перевозчиком данного срока грузоотправитель может обратиться к ОАО «РЖД» за составлением актов общей формы о причинах простоя вагонов. Само по себе данное обращение может простимулировать работников перевозчика выполнить свои обязательства. Кроме того, данные акты общей формы можно использовать в дальнейшем в суде в качестве доказательств обстоятельств простоя вагонов. В случае, если ОАО «РЖД» уклонится от составления актов общей формы, владелец вагонов может составить их в одностороннем порядке.

На данный момент имеется разнообразная судебная практика о привлечении ОАО «РЖД» к ответственности за несвоевременное согласование запроса-уведомления на перевозку порожних вагонов.

С ОАО «РЖД» можно взыскать убытки, например, в размере арендной платы за простаивающие вагоны. Правомерность таких требований подтверждается постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.09.2021 № Ф03-4161/2021 по делу №А73-597/2021.

Можно предъявить к взысканию с ОАО «РЖД» упущенной выгоды в размере неполученных арендных платежей. Однако судебная практика по данной категории споров зачастую отрицательная для владельца вагона, так как для взыскания упущенной выгоды суду необходимо представить доказательства реальной возможности получения этого дохода, а также сделать верный расчет, учитывающий все необходимые расходы, а это зачастую весьма сложно.

Кроме того, существует судебная практика по взысканию с ОАО «РЖД» штрафа по ст.100 федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ». Взыскание данной неустойки становится возможным после того, как ОАО «РЖД», пусть и с просрочкой, но примет к перевозке порожние вагоны. С примером подобной ситуации можно ознакомиться в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 10.10.2023 № Ф05-20184/2023 по делу № А40-252894/2022.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions