РЖД уже 12 лет используют инструмент по самостоятельному изменению стоимости перевозки грузов в рамках установленных государством ценовых пределов – «тарифный коридор». Он применяется для снижения стоимости перевозки грузов предоставлением понижающих коэффициентов – скидок.
«Это вроде бы позволяет говорить в положительном ключе о «тарифном коридоре», поскольку очевидна его направленность на снижение финансовой нагрузки на клиентов «РЖД». Однако при ближайшем рассмотрении решений, принимаемых перевозчиком, мы видим, что «тарифный коридор» используется очень избирательно, а порой и без цели создания какого-либо прямого эффекта», – комментирует Д. Семенкин.
С 2022 года РЖД начали применять 50-процентные скидки в рамках «тарифного коридора» для ряда грузов второго и третьего тарифных классов в вагонах на расстояние перевозки до 720 км включительно. Список грузов, к которым применяется скидка, состоит из 153 наименований.
«Мы взяли из этого списка 13 самых дорогих с точки зрения тарифов грузов – металлические конструкции, аппараты и приборы, машины и оборудование, дома сборно-разборные, машины сельскохозяйственные, изделия из черных металлов – и проанализировали перевозки этих грузов в 2023 году, сравнив их с показателями 2021 и 2022 годов, когда скидки на расстояние в 720 км не было. По всем 13 грузам никакой положительной динамики не было», – объясняет Д. Семенкин.
В то же время многие такие грузы успешно перевозятся автомобилями на расстояния свыше 5000 км, а РЖД продолжают считать, что конкуренция с автомобильным транспортом за грузовую базу происходит по-прежнему на коротком плече. Видя, что предоставленная максимальная скидка не дает результата в виде дополнительной погрузки, перевозчик продолжает ее повторять.
Автор: Анна Маничева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.