Так, сейчас на пространстве ЕАЭС реализуется проект по внедрению механизма отслеживания перевозок с использованием электронных навигационных пломб для контроля за транзитными перевозками санкционных товаров (проходит ряд экспериментов с участием Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики). Кроме того, инструмент упоминается в контексте создания общей цифровой платформы, поэтому требует оценки необходимости его применения в тех или иных случаях или видах транспорта.
«Мы не отрицаем возможные эффекты применения навигационных пломб на автотранспорте и необходимость их использования при перевозке санкционных товаров», – отметил И. Санковский.
По его мнению, железнодорожный транспорт, в отличие от автомобильного, обладает рядом особенностей: единством инфраструктуры на всей территории РФ, единым регуляторным механизмом, и не требует сквозного наблюдения за грузами с применением навигационной пломбы в дополнение к существующей системе слежения.
«Да, существуют условно «серые» зоны – терминалы, места перегрузки, места, находящиеся под контролем таможенных или иных органов, но на сегодняшний день, с нашей точки зрения, не стоит вопрос о том, где находится конкретный груз, едущий в конкретном вагоне, – говорит эксперт. – Как [навигационные пломбы] будут использоваться в симбиозе с существующими системами отслеживания на железной дороге – ответа нет. Навигационная пломба не отменяет использование запорно-пломбировочных устройств, которые сейчас обеспечивают закрытие емкостей вагонов, прослеживаемость грузов на ж/д обеспечена в достаточной мере, взаимодействие РЖД и таможни осуществляется в электронном виде. То есть внедрение, скорее всего, будет означать дублирование процессов и потребует временных и финансовых затрат со стороны транспортных компаний и их клиентов на использование таких дополнительных систем».
Тем не менее соглашение о применении навигационных пломб уже обеспечено документами, которые предопределяют его вступление в силу. После завершения всех процедур будет издан документ, знаменующий начало практического применения соглашения. «Да, сейчас в отношении железнодорожного транспорта существует перечень исключений, предусмотренный решением ЕЭК, когда при перевозке в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита навигационная пломба не должна применяться. В частности, на порожнем подвижном составе, в отношении грузов, перемещаемых наливом, насыпью. Но надо понимать, что этот перечень будет, по нашим оценкам, существовать лишь в течение 180 дней после начала практического применения соглашения», – подчеркивает И. Санковский.
После чего, по оценке СОЖТ, требования станут обязательными для всех и затронут все виды перевозок.