В ЕСП отмечают, что для оплаты услуг иностранных контрагентов в сопредельных государствах при организации транспортно-логистических сервисов в международном сообщении (экспорт, импорт и транзит) требуется более 20% от остающейся валютной выручки. В этой связи объединение предлагает:
– нормативно обеспечить сопоставимый курс одновременной продажи и покупки валюты;
– определить для этой схемы достаточный объем покупки валюты – необходимый, чтобы исполнять контрактные внешнеэкономические обязательства (с оговоркой, что финансовая операция может контролироваться в рамках действующих механизмов регулирования и контроля).
Кроме того, в текущей экономической ситуации ЕСП видит риски неисполнения действующих контрактов с заемным финансированием из-за существенного увеличения ставок по лизинговым и кредитным платежам. Чтобы не допустить проблем с расчетами, объединение предлагает поддержать участников транспортно-логистического рынка следующими решениями:
– по обязательствам с плавающей ставкой, привязанной к ключевой, зафиксировать в договорах ее размер на уровне 9,5% (как в период с 11 до 28 февраля 2022 г.);
– по обязательствам с фиксированной ставкой ввести запрет на ее увеличение в договорах;
– запретить любые изменения существенных положений контактов, которые могут ухудшить условия для лизингополучателей и заемщиков;
– определить, что указанный мораторий распространяется на лизинговые и кредитные договоры, заключенные до 28 февраля 2022 года (когда Центральный банк РФ повысил ключевую ставку до 20%) при покупке подвижного состава, контейнеров, погрузочно-разгрузочных механизмов, проектировании и строительстве терминально-логистической, а также сопутствующей складской и железнодорожной инфраструктуры;
– сформировать меры государственной поддержки кредитных организаций (лизингодателей и кредиторов по соответствующим договорам).
Также ЕСП отмечает, что в связи с введением санкций против портов РФ на Северо-Западе и в Черноморском бассейне, а также отказом от судозаходов в них со стороны крупных европейских морских линий может критично снизиться импорт продуктов, медикаментов и других товаров первой необходимости, перевозимых в контейнерах. Чтобы по-прежнему обеспечивать ими население в достаточном объеме, объединение предлагает:
– установить на железной дороге безусловный и неограниченный приоритет для перевозок контейнеров в импортном сообщении, в первую очередь через сухопутные пограничные переходы Казахстана, Китая и Монголии и дальневосточные порты России;
– предоставить приоритет при экспортных, транзитных и внутрироссийских железнодорожных перевозках в размере, обеспечивающем сбалансированность парка подвижного состава и контейнеров в международном сообщении, снабжение товарами первой необходимости регионов РФ и непрерывность экспортирования продукции российских производителей.
Санкции со стороны иностранных владельцев контейнеров и отказ крупных европейских морских линий от судозаходов в порты РФ, по мнению ЕСП, также увеличат дефицит и ухудшат оборачиваемость контейнеров в России. Чтобы нивелировать негативные последствия этого, объединение предлагает автоматически продлить срок временного ввоза иностранных контейнеров с 90 до 180 дней и не возбуждать административные дела за нарушение таких сроков в отношении уже ввезенных и оформленных контейнеров (для этого требуется соответствующее поручение Федеральной таможенной службе РФ).