По мнению представителя операторской компании, право отправления грузов маршрутными отправками закреплено у грузоотправителя рядом законодательных актов. В частности, статьей 13 «Устава железнодорожного транспорта РФ», «Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте», Прейскурантом № 10-01, «Правилами перевозки грузов отправительскими маршрутами» и т. д.
Под отправительским маршрутом понимается «состав поезда установленного веса или длины, сформированный на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с перевозчиком и/или владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на железнодорожных путях общего пользования железнодорожной станции с обязательным условием освобождения в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых поездов».
«Толкование термина «по договору» и является камнем преткновения между перевозчиком и операторами, – уверен Н. Шестаков. – Операторские компании считают, что формирование маршрутных отправок на путях общего пользования – обязанность ОАО «РЖД», а представители перевозчика считают, что право. В силу этого при заключении договора на маршрутные отправки, в калькуляцию на услуги, предоставляемые перевозчиком, отдельно включается оплата за использование путей для накопления маршрута в размере 15% от общих затрат».
По мнению Н. Шестакова, калькуляция на формирование отправительских маршрутов должна быть прозрачной и регулироваться со стороны ФАС.
Алексей Лебедев