Первые предложения по постройке железной дороги на Камчатку появились в XIX веке: магистраль до Чукотки и Камчатки предлагалась как один из ключевых проектов транспортного освоения Крайнего Севера. В 1970-х проектировщик Байкало-Амурской магистрали (БАМ) Эдгар Норман предложил проект Ленско-Камчатской магистрали, проходящий от Усть-Кута до Петропавловска-Камчатского. Последний раз ученые представляли проект по созданию такой ветки в 2009 году.
«Никогда не будет построена железная дорога до Петропавловска-Камчатского, так как нет ни грузовой, ни пассажирской базы. Если ко мне кто-то приходит и говорит: давайте построим железную дорогу на Камчатку, сразу заканчиваю разговор с инициатором», – говорит Солодов.
Он сравнил проект Ленско-Камчатской магистрали с тоннелем между Сахалином и Японией и железной дорогой на Аляску. «Мост на Сахалин или магистраль Якутск – Магадан – несравнимо более реалистичные проекты», – считает губернатор. При этом еще в июне 2022 года министр по развитию Дальнего Востока Алексей Чекунков говорил РБК о неприоритетности даже этих мегапроектов. На тот момент их общая стоимость оценивалась в 2,3 трлн руб.
Солодов считает более реальным построить на Камчатке приливные электростанции (ПЭС) различной мощности. В 1970-х годах потенциальная установленная мощность таких станций оценивалась в 100 ГВт, что соответствует примерно 40% общей установленной мощности электростанций ЕЭС России, указано в материалах на сайте краевой администрации.
В сентябре 2021 года президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о создании центров по производству водорода и аммиака с использованием энергии, вырабатываемой ПЭС, в том числе в Пенжинской губе, располагающейся в северо-восточной части залива Шелихова Охотского моря, где два раза в сутки перемещается объем воды, сопоставимый со стоком реки Волги за два года, – свыше 500 куб. км. Реанимацией этого проекта собиралась заняться компания «Н2 Чистая энергетика», которая до 2022 года принадлежала экс-гендиректору золотодобывающей компании «Полюс» Павлу Грачеву. Сейчас интенсивность проработки проекта несколько снижена из-за санкционных ограничений и текущей экономической конъюнктуры, говорит Солодов: «Но он не списан, просто несколько менее активно ведется проработка». «Проект, безусловно, выходит за рамки семилетнего цикла, то есть его реализация, возможно, за горизонтом 2030 года. Пенжинская ПЭС потянет развитие целых секторов экономики России. Я верю в этот проект в долгосрочной перспективе», – заключает губернатор.