В отношении перетока с автомобильного транспорта В. Михайлов ожидает, что 80% перевозимых грузов останутся на автотранспорте из-за более удобной логистики для перевозок малой дальности (до 1,5 тыс. км), большего удобства перевозки некоторых видов груза (круглый лес, зерно), а также мобильности и скорости автотранспорта. Тем не менее часть грузов железная дорога все же получит.
При этом эксперт отдельно отметил, что не склонен считать, что это будет одномоментный переток. «Скорее всего, это будет последовательный процесс, который будет начат в автоперевозках. Соответственно, в крытых вагонах он будет замедляться тем, что этот тип подвижного состава более стабилен, в них перевозится определенный процент (35–40%) неконтейнеризируемых грузов, и там есть перспективы повышения кубатуры вагонов, чего лишены контейнеры», – добавил он, подчеркнув, что подобные процессы потребуют расширения как парка контейнеров и платформ, так и инфраструктуры, которая будет их обслуживать.
В 2020 году основной прирост доли контейнеризации произошел в сегментах химии (теперь она составляет 58% с 42% в 2019 г.), лесных грузов (27% с 25% в 2019 г.) и металлургии (6% с 4% в 2019 г.). «В химии прирост обоснован одним большим событием – открытием «ЗапСибНефтехима» в Тобольске. Этот завод с самого начала позиционировался как высокоэкологичное предприятие, вокруг этой идеи была построена и логистика контейнерных перевозок. По нашим оценкам, это сразу прибавило около 130 тыс. ДФЭ к погрузке в контейнеры», – рассказал В. Михайлов.
2020 год также показал возможности расширения контейнерного портфеля за счет грузов, которые традиционно не рассматривались как контейнеризируемые: зерно (на это повлиял дефицит парка хопперов в 6,2 тыс. шт. при ежегодном производстве около 3 тыс. шт.), уголь (повышение экологичности и скорости перевозки, эффективно на небольших расстояниях при высокой загрузке контейнера), руды цветных металлов (рост грузовой базы).