Погрузка каменного угля на сети ОАО «РЖД» по итогам 9 месяцев 2021 года составила 276,9 млн т (+8,1% к январю – сентябрю прошлого года). При этом в сентябре погружено 30,8 млн т (+2,3%). По данным института, в сентябре каменным углем погружено 434 тыс. вагонов.
«В перспективе до 2030 года ключевыми регионами возникновения грузовой базы каменного угля будут являться Сибирь и Дальний Восток. Основная доля увеличенной грузовой базы каменного угля будет отправляться железнодорожным транспортом на экспорт через порты. Ввод новых мощностей составит более 130 млн т во всех бассейнах: порты Северо-Запада, Дальнего Востока и Юга страны», – отмечает А. Слободяник.
По его данным, потенциально новая грузовая база составит 214 млн т, прирост объема перевалки угля в портах – 138 млн т.
По прогнозам погрузка грузов в этом году составит 1272,2–1280,9 млн т.
«Грузовая база на сети ОАО «РЖД» в 2021 году может превысить уровень «доковидного» 2019 года. В частности, погрузка каменного угля может прирасти относительно прошлого года в текущем году от +5,9%...+6,8%, нефтяных грузов +2,2%...+3,1%, черных металлов +2%...+2,8%, химических и минеральных удобрений +2,8%...+3,7%. При этом снизится погрузка строительных грузов на -5,1%... -4,2% и зерна на -9,8%...-6,2%.
Среди ключевых факторов, оказывающих влияние на грузовую базу в 2021 году, он называет мировой спрос на углеродные энергоресурсы, внешнюю и внутреннюю конъюнктуру на прочих рынках, внешнюю политику (санкции, квоты и т. д.), внутреннюю политику (ввод вывозных таможенных пошлин, квот и т. д.), конкуренцию с альтернативными видами транспорта и маркетинговую политику ОАО «РЖД».