«С поправками на рост цен и национальные особенности можно предположить, что строительство Севсиба обойдется в 15-20 млрд долларов и займет 10-15 лет. Для того чтобы понять экономическую целесообразность строительства железной дороги, нужно посмотреть, какие грузы она сможет перевозить. Из Ханты-Мансийского автономного округа можно поставлять в Китай нефть – на данный момент Россия стала крупнейшим поставщиком нефти для Китая за счет предоставления больших скидок. Но не понятно, готов ли Китай увеличивать объемы закупок, обычно Поднебесная старается не зависеть от одного поставщика. Может быть, уголь из Кузбасса в Китай? В Китае есть планы по наращиванию использования угля в энергетике и металлургии до 2030 года, а потом постепенное снижение и выход на углеродную нейтральность к 2060 году. Другими словами, к тому времени, когда будет построена Северо-Сибирская жд, Китай будет потреблять все меньше и меньше угля, – считает автор проекта Белая доставка из Китая Максим Дорофеев. – Возможно, по Севсибу можно будет перевозить грузы из Китая в Россию. Но, во-первых, импорт из Китая растет последний год очень сильно и не понятно, насколько он вырастет еще, если на данный момент он уже превышает 40% от всего объема импорта к нам. И второе, до начала 2022 года очень большую нагрузку на Транссиб давал китайский транзит в Европу через территорию России. После марта 2022 года он резко сократился. Сейчас понемногу восстанавливается. Большая часть европейского транзита сейчас идет мимо России. И учитывая активную проработку Китаем маршрута в рамках проекта «Один пояс — один путь», он и дальше будет обходить Россию. Поэтому у меня есть сомнения в экономической целесообразности данного проекта».
Второй проект предполагает создание Северного железнодорожного коридора в Китай через Туву. Предполагается, что маршрут включит в себя проектную линию от Курагино до Кызыла, затем пройдет на юг через границу с Монголией в районе МАПП «Цаган-Толгой» («Арц-Сурь») в Тыве, где разделится на две ветки. «Северная» присоединится к Трансмонгольской железной дороге в районе города Эрденет, которая выходит в китайский Эрлянь и имеет выход на Пекин и Тяньцзинь.
В документе, опубликованном на сайте Правительства, строительство обосновывается следующим образом: «в целях снятия инфраструктурных ограничений для экспорта сибирской продукции; развитие транспортного потенциала геостратегической территории Республики Тыва».