Строительство флагманского терминала московского железнодорожного узла Электроугли шло последние лет 5. Он обрабатывает контейнерные поезда, которые идут из Дальнего Востока. На этом терминале работают практически все железнодорожные операторы России, подчеркивает А. Кахидзе. Грузы из Дальнего Востока направляют в том числе и на терминал в Екатеринбург.
«Второй терминал в Екатеринбурге запустили осенью прошлого года и планируем строительство инфраструктуры общего пользования, чтобы обрабатывать заявленные объемы», – говорит он.
В инфраструктуру инвестируют порядка 3 млрд руб. Она необходима в том числе и для исполнения технологии перегрузки контейнеров из полувагонов на фитинговые платформы.
«Терминал в Новосибирске крайне необходим с точки зрения исполнения этой технологии. Все операторы ждут запуска терминала в Новосибирске», – говорит он.
В строительство инвестировано 6,5 млрд руб. Запуск первой очереди, по плану, – конец III квартала 2023 года. Всего предусмотрено четыре очереди. Терминальная инфраструктура строится долго, до 5 лет, говорит А. Кахидзе.
«На соответствующий уровень обработки терминальная инфраструктура выходит только через 5 лет», – добавляет он.
В этом году начинается строительство терминала в Артеме, он будет принимать грузы на железнодорожную сеть. Сегодня ежесуточно с Дальнего Востока отгружается до 3,5 тыс. TEU, а в перспективе 2–3 лет показатель удвоится – до 6,5 тыс. TEU. То есть грузить будут до 25 поездов с полувагонами ежедневно, говорит А. Кахидзе.
«В нашем понимании Находка сможет погрузить восемь составов и 17 – Владивосток. А терминал в Артеме должен грузить около 15-17 поездов с полувагонами ежесуточно. Далее контейнеры будут перерабатывать ХАБ Новосибирска», – объясняет эксперт.
В Артеме уже заканчивается этап проектных работ, уже получена земля, закончены изыскания. В проект инвестируют на начальном этапе порядка 2 млрд руб.
«Технология перегрузки контейнеров из полувагонов на платформы показала свою эффективность. Учитывая напряженную ситуацию на Транссибе мы считаем, что дальнейшее развитие пропускных способностей Восточного полигона конкретно под фитинговые платформы невозможно», – говорит генеральный директор ООО «ФинИнвест».
Главной задачей он называет работы по сохранению тех 22 ниток, которые есть в расписании сегодня.
«А остальной объем, поскольку мы имеем профицит импорта над экспортом почти на 40%, его вполне возможно вывозить в полувагонах. Это хорошее решение вопроса. Для РЖД это дополнительная выручка и перевозка полувагонов не в порожнем состоянии. И это – эффективная модель будущего», – говорит он.
В ближайшие 5 лет объем перевозок с Дальнего Востока будет только нарастать – до 15% ежегодно. И та мера, которую некогда называли вынужденной, возможно, станет технологичной, заявляет А. Кахидзе. Основные центры погрузки и выгрузки уже строят. Впрочем, их строят вне зависимости от программы. И в их строительство инвестирует не государство, а частные инвесторы, привлекая в том числе и заемные средства, подчеркивает генеральный директор ООО «ФинИнвест».