Напомним: решение о строительстве железной дороги между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном было принято в сентябре 2022 года. На данный момент стороны уже создали совместную компанию для реализации проекта и полностью подготовили его технико-экономическое обоснование.
Так, в частности, основные работы по прокладке магистрали пройдут на территории Кыргызстана. В Китае и Узбекистане речь главным образом идет о том, чтобы довести действующие железнодорожные линии до границы с Кыргызстаном.
При этом на территории Кыргызстана предполагается строительство железной дороги двух типов колеи: от границы с Китаем до станции Макмал протянут узкую колею, а от станции Макмал до границы с Узбекистаном – широкую. Таким образом, как можно ожидать, именно на станции Макмал, где построят пункт по замене колесных пар составов, будет создан крупный транзитный логистический узел.
Расстояние от китайского Кашгара до станции составит 344 км, а от станции Макмал до кыргызского города Джалал-Абад, который находится на границе с Узбекистаном, – 142 км.
Единственное, точные сроки окончания работ пока не озвучиваются. Известно только, что к 2050 году по новой железной дороге между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном планируют перевозить не менее 13,5 млн тонн грузов в год.
Общая стоимость проекта оценивается приблизительно в 8 млрд долларов.
Железная дорога Китай – Кыргызстан – Узбекистан должна не только связать между собой три страны, но и обеспечить для Китая альтернативный выход на страны Азии и Европы. Так, например, железная дорога может использоваться как ответвление Транскаспийского маршрута (он используется для доставки товаров между КНР и ЕС в обход России), чтобы не перегружать мощности на китайско-казахстанской границе.