В опросе, в частности, выяснялось каким институтам и экспертам доверяет и, наоборот, не доверяет аудитория издания Vgudok.
Любопытен профессиональный состав респондентов. Две самые большие группы опрошенных – это специалисты и руководители ОАО «РЖД» и операторских компаний. Кроме того, в опросе участвовали компании-грузоотправители и различные логистические компании. Также в числе опрошенных есть представители СМИ, отраслевой науки, производители подвижного состава и вагоноремонтные предприятия.
В рейтинге были перечислены основные think tanks, занимающиеся темами, связанными с железными дорогами: научно-исследовательские (ВШЭ, ИЭРТ) и экспертные (ИПЕМ, ИИЖТ, ЦЭИ) институты, а также консалтинговые компании, представители которых выступают в СМИ на темы, связанные с работой железнодорожного транспорта.
Респондентам задавался вопрос: «Насколько вы доверяете оценкам и комментариям экспертных центров о железнодорожном транспорте?» и предлагались следующие варианты ответов: а) Полностью доверяю; б) Доверяю; в) Скорее доверяю; г) Скорее не доверяю; д) Полностью не доверяю; е) Затрудняюсь ответить. На сайте ВШЭ опубликованы два варианта интегрированного рейтинга (первый рейтингует экспертов по сумме ответов «Полностью доверяю» и «Доверяю», второй, более мягкий, учитывает еще и третий ответ «Скорее доверяю), а также проценты, которые набрал каждый вариант ответа по отдельности). Таким образом, наряду с рейтингом доверия опрос показал и рейтинг недоверия.
Первые три строки в рейтинге доверия выглядят так: (1) Высшая школа экономики, ВШЭ (Долматов И. А., Хусаинов Ф. И.); (2) Институт проблем естественных монополий, ИПЕМ (Саакян Ю. З., Савчук В. Б.); (3) Институт исследований проблем железнодорожного транспорта, ИИЖТ (Иванкин П. А.).
Отметим, что все упомянутые эксперты периодически публикуются в журнале РЖД-Партнер (или выступают с комментариями на нашем сайте), это говорит о том, что наш журнал поставляет своим читателям качественный контент.
Представители консалтинговых компаний широкого профиля немного уступили экспертам, известным своей более узкой специализацией.
Отдельный интерес представляет «рейтинг недоверия» – эксперты и центры, которые получили максимальный процент ответов «совсем не доверяю». В этом антирейтинге первое и второе место разделили Infranews и аналитический центр при правительстве РФ. Именно они вызывают максимальное недоверие у представителей железнодорожной отрасли.
Ситуация с аналитическим центром при правительстве вполне объяснима, так как государственные аналитические центры традиционно вызывают меньшее доверие у бизнеса, чем те или иные относительно независимые экспертные или научные институты.
Из институтов, напрямую аффилированных с ОАО «РЖД», в рейтинг доверия попал только ИЭРТ. Специалисты этого института в целом, по оценкам коллег, являются квалифицированными специалистами, но, по-видимому, прямая аффилированность с РЖД резко снижает уровень доверия даже к хорошим специалистам. Аналогичная ситуация с отсутствием в TOP-14 таких вузов, как РУТ (МИИТ) и ПГУПС. Но это связано, по всей видимости, помимо прочего, с тем, что представители этих вузов в силу разных причин ограничены в возможности высказывания в СМИ своей позиции на актуальные и острые темы.