Как стало известно редакции ИА РЖД-Партнер.ру, Казахстанская ассоциация перевозчиков и операторов вагонов (контейнеров) (КазАПО) в начале июня подготовила и отправила собственные возражения на предложенные поправки в законы РФ «О железнодорожном транспорте» и «Устав железнодорожного транспорта РФ», предусматривающие создание единой операторской СРО на территории России.
Возражения существуют в виде писем, направленных, в адрес министра транспорта РФ Евгения Дитриха, министра экономического развития РФ Максима Решетникова, председателю подкомитета по железнодорожному транспорту Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Ержана Нурахметова и вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Берика Камалиева. Письма подписаны генеральным директором ассоциации Салтанат Адамбаевой.
Поводом для тревоги КазАПО стали предложенные в проекте закона дополнения к новой ст. 12.1«Основные требования к оператору железнодорожного подвижного состава, контейнеров и его деятельности», где предусматривается требование о том, что оператор обязан быть членом саморегулируемой организации операторов.
В ассоциации возникли вопросы о том, будут ли эти изменения отражаться на собственниках/операторах вагонов резиденции Республики Казахстан и на каких условиях должны будут осуществлять услугу операторы вагонов, не являющиеся резидентами РФ. Как будет работать инвентарный парк других государств? Какие ограничительные меры могут быть разработаны саморегулируемой организацией?
По мнению КазАПО, данный законопроект нарушает ряд принципиальный требований, действующих на пространстве ЕАЭС и СНГ.
В частности, существующий принцип и право грузоотправителя на выбор способа перевозки на сети железных дорог ЕАЭС. Сегодня при наличии грузового вагона, отвечающего техническим требованиям, любая организация железнодорожного транспорта любого из государств – членов союза имеет право доступа на внутренний рынок услуг другого государства-члена. Кроме того, декларируются равные условия доступа потребителей услуг железнодорожного транспорта на территории стран – участниц ЕАЭС. Собственным вагонам разрешается курсирование по путям общего пользования всех железных дорог государств – участников соглашения. Груженые и порожние собственные вагоны должны приниматься всеми железнодорожными администрациями этих государств без ограничений в соответствии с согласованным планом перевозок грузов в международном сообщении.
Железнодорожная национальная администрация вправе для собственных вагонов, приписанных к станциям, устанавливать дополнительные требования, не противоречащие Правилам эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов, если они не затрагивают интересы железнодорожных администраций других государств-участников.
«Казахстанские операторы вагонов обеспокоены тем, что изменения, принимаемые в Российской Федерации, могут послужить примером и для других государств, которые предпримут и в дальнейшем создадут препятствия для защиты своего рынка операторов вагонов, так как понятно, что в условиях, принимаемых Россией, не все операторы вагонов смогут войти в СРО», – говорится в документах.
В КазАПО считают, что предложенные изменения являются спорными и направлены на снижение конкуренции и ограничение прав предпринимателей, работающих в сфере железнодорожных перевозок, что будет барьером для развития общего рынка транспортных услуг в ЕАЭС.
«Стоит отметить, что в Республике Казахстан для российских операторов вагонов не создаются искусственные барьеры предоставления услуг, кроме того, мы как ассоциация прикладываем все усилия по созданию равных условий для всех операторов вагонов независимо от резидентства той или иной страны», – резюмируется в письмах.