Грузооборот продолжает расти, соответственно, ожидается умеренный рост грузовой базы, перевозимой в полувагонах, а также дальнейшее увеличение средней длины из-за переориентации грузопотоков на Восток, среднегодовой темп роста грузооборота в период 2020–2025 гг. составит 2,1%.
«По итогам 2019 года ожидается, что выпуск полувагонов составит более 38 тыс. ед., что станет одним из лучших результатов отечественного вагоностроения. Однако, по нашей оценке, рынок находится в стадии перепроизводства, так как реальная потребность в новых полувагонах существенно ниже производственных планов заводов. Полувагоны нового поколения в структуре реализации вновь стали доминировать, доля полувагонов на тележке 25 тс в структуре реализации полувагонов вырастет до 85-90% уже к 2021 году. При этом по мере увеличения доли полувагонов на тележке 25 тс требуемый парк для вывоза груза уменьшается», – отметила Н. Борисенко.
По оценкам экспертов, в 2020–2022 гг. ситуация на рынке полувагонов будет стагнировать, в 2020-м ожидается перепроизводство полувагонов и, как следствие, увеличение общего профицита до 24–25 тыс. ед. (10-12 тыс. ед. из которых можно отнести к здоровому профициту).
Однако стоит отметить, что приведенный сценарий справедлив в случае сохранения текущей эффективности сети и среднего оборота полувагона, если оборот полувагона будет расти так же, как он рос в 2018 и 2019 гг., то потребный парк увеличится, и таких цифр по профициту рынок не увидит.
Количество производимых полувагонов будет снижаться, в 2020 году прирост парка составит 19 тыс. вагонов, в 2021–2025 гг. – 12–13 тыс. полувагонов ежегодно. Таким образом, прирост активного парка к 2025 году составит 82,6 тыс. полувагонов по отношению к 2019-му.
Однако прогнозируется, что с 2021 года возобновится спрос на нефтебензиновые цистерны, спрос может составить до 5 тыс. ед. ежегодно к 2025-му. Об этом свидетельствует рост арендной ставки в 2019-м, который увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2018-м. Наблюдается консолидация рынка крупными компаниями и длительное невосполнение парка, которые могут привести к дефициту нефтебензиновых цистерн к 2021 году.
По оценкам НПК ОВК, спрос на фитинговые платформы (80 фт) сохранится ввиду происходящей контейнеризации и реализации транзитного потенциала России, стимулирования отрасли деревообработки, продукция которой также перевозится на фитинговых платформах.
В сегменте крытых вагонов ожидается увеличение спроса в 2020–2025 гг. из-за значительного списания старого подвижного состава, спрос ожидается в районе 3 тыс. вагонов ежегодно.
Сохраняются признаки высокого спроса на хопперы-минераловозы, ежегодно растет объем производства и прослеживается увеличение цены вагона. Ожидаемый спрос – 1–1,5 тыс. вагонов в год.
Наблюдается наступление баланса сегмента хопперов-зерновозов, прогнозируется, что после пикового периода в 2019–2020 гг. спрос будет постепенно ослабевать, но сохранится на уровне 2–3 тыс. вагонов в год. Однако на рынке зерна возможна консолидация, которая приведет к большей инвестиционной активности и дополнительному развитию отрасли.