Глава ведомства пояснил, что для строительства дополнительной генерации и ЛЭП в рамках третьего этапа (после 2024 г.) придется корректировать мероприятия в рамках уже реализующегося сегодня второго этапа (2021–2024 гг.). А для этого, считает министр, придется «вынести проекты по второму этапу из экспертизы и переделать их», что может привести к задержке реализации второго этапа развития БАМа и Транссиба. При этом, по словам Шульгинова, «Россети» до сих пор не получили средства из ФНБ для реализации второго этапа. «И по третьему этапу источник финансирования определен только под основную деятельность – по части РЖД. По части энергетики опять ничего нет», – пожаловался он.
Комментируя эту проблему, А. Евланов отмечает, что некоторые зарубежные инвестиционные фонды уже отказались финансировать проект по причине того, что 50% грузооборота железных дорог России – «карбоновый» груз (с высоким углеродным следом), 44% из которого занимает уголь.
«Электрификация Восточного полигона в рамках третьего этапа реализации проекта по расширению пропускной может открыть для России множество перспектив. Например, стать транзитным маршрутом перегона новых автомобилей из Дальневосточного региона (например, производства «Соллерс» во Владивостоке) в Европу, который сейчас происходит по Суэцкому каналу», – говорит он.
Добавим, что в кулуарах ВЭФ-2021 гендиректор ПАО «Россети» Андрей Рюмин сообщил, что компания подала заявку на получение из ФНБ около 100 млрд руб. на финансирование проекта энергоснабжения второго этапа Восточного полигона. По его словам, суммарно проект со схемой выдачи мощности оценивается в 190 млрд руб. При этом он подчеркнул, что работы будут выполнены вне зависимости от того, получит компания средства ФНБ или нет.
Подробнее о возможности выделения средств из ФНБ на проекты электроэнергетики, в частности на проекты модернизации теплоэлектростанций на Дальнем Востоке и развития сетевого комплекса электрификации БАМа и Транссиба, читайте в материале «Как идет электрификация БАМа».