Автор колонки отмечает, что после войны SNCF вместе с государством продвигала образ компании как участника Сопротивления. Однако начиная с 1990-х годов, выжившие в Холокосте начали обращаться к компании с требованием признания ответственности. SNCF избегала судебной ответственности, но в ответ на давление общества открыла архивы, инициировала независимое исследование своей роли, выразила официальное сожаление и приняла участие в создании мемориальных проектов.
Одним из тех, кто добивался признания, был Лео Бретхольц – выживший, который выпрыгнул из поезда SNCF, направлявшегося в Освенцим. Он требовал не только компенсации, но и публичного признания причиненного вреда и извинений. Стэнли Калмановиц, получивший в 2014 году более $200 000 компенсации, также подчеркивал, что для него важна не сумма, а справедливость.
Пример SNCF стал частью широкой дискуссии о корпоративной этике и памяти. В 2014 году при поддержке правительств Франции и США был создан компенсационный фонд объемом $60 млн для выплат тем жертвам Холокоста, которые ранее не получали помощи. Эта инициатива вдохновила аналогичные шаги со стороны железнодорожных компаний в других странах Европы.
История SNCF показывает, что даже десятилетия спустя компании могут и должны признавать свою ответственность – не только через деньги, но и через восстановление достоинства, открытый диалог и сохранение исторической памяти, заключает С. Федерман.