+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.04.2025 12:27:33
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Менее 1% сотрудников SNCF участвовали в сопротивлении депортации евреев во время Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны менее 1% сотрудников французской государственной железнодорожной компании SNCF оказывали помощь евреям, несмотря на то, что сама компания сыграла ключевую роль в депортации около 76 тысяч человек. Об этом сегодня пишет в своей масштабной колонке «Железные дороги сыграли важную роль в осуществлении Холокоста – спустя десятилетия корпоративные расчеты продолжаются» Сара Федерман, доцент кафедры разрешения конфликтов Университета Сан-Диего, автор книги «Последний поезд в Аушвиц».
SNCF, перешедшая под контроль нацистской администрации после капитуляции Франции в 1940 году, действовала в тесной связке с режимом Виши. Хотя отдельные железнодорожники действительно помогали евреям, замедляя поезда, передавая информацию или координируясь с Сопротивлением, такие поступки были исключением, а не нормой, пишет автор. В исторических документах зафиксирован лишь один случай открытого отказа: машинист Леон Броншар не повиновался приказу вести поезд с немецкими солдатами и политическими заключенными. Он был лишен премии и звания, но сохранил жизнь.

Автор колонки отмечает, что после войны SNCF вместе с государством продвигала образ компании как участника Сопротивления. Однако начиная с 1990-х годов, выжившие в Холокосте начали обращаться к компании с требованием признания ответственности. SNCF избегала судебной ответственности, но в ответ на давление общества открыла архивы, инициировала независимое исследование своей роли, выразила официальное сожаление и приняла участие в создании мемориальных проектов.

Одним из тех, кто добивался признания, был Лео Бретхольц – выживший, который выпрыгнул из поезда SNCF, направлявшегося в Освенцим. Он требовал не только компенсации, но и публичного признания причиненного вреда и извинений. Стэнли Калмановиц, получивший в 2014 году более $200 000 компенсации, также подчеркивал, что для него важна не сумма, а справедливость.

Пример SNCF стал частью широкой дискуссии о корпоративной этике и памяти. В 2014 году при поддержке правительств Франции и США был создан компенсационный фонд объемом $60 млн для выплат тем жертвам Холокоста, которые ранее не получали помощи. Эта инициатива вдохновила аналогичные шаги со стороны железнодорожных компаний в других странах Европы.

История SNCF показывает, что даже десятилетия спустя компании могут и должны признавать свою ответственность – не только через деньги, но и через восстановление достоинства, открытый диалог и сохранение исторической памяти, заключает С. Федерман.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions