История создания действующего сооружения охватила большой период – с 1939 по 1982 год. Сперва сроки сдвинула Великая Отечественная война, после которой работы продолжились, но в 1953-м строительство было заморожено. Вторую жизнь тоннель обрел с возобновлением масштабной стройки Байкало-Амурской магистрали в 1970-х.
Поскольку объект начинал создаваться более 80 лет назад, в проект изначально не были заложены многие обустройства. Отсутствие у тоннельной обделки армирования и гидроизоляции наряду с суровыми климатическими условиями негативно повлияли на техническое состояние сооружения. В результате через него все сложнее стало обеспечивать пропуск поездопотока.
Строительство второго Дуссе-Алиньского тоннеля ведется буровзрывным методом в непростых условиях.
«Сложность заключается в том, что там вечная мерзлота, там ни один щит не проходит», – сказал Р. Байсаров.