• морем через Дальний Восток, а затем постановка на ж/д и отправка конечному получателю;
• прямым ж/д сообщением через погранпереходы;
• авто (есть настолько труднодоступные районы, куда авто проехать не может, но там есть ж/д пути (ХМАО, районы Якутии, Север), что формирует перевозку ж/д + авто.
«Возросший грузопоток с Востока усилил и без того немалую нагрузку на железную дорогу. Погранпереходы не успевают перегружать контейнеры по прямому ж/д сообщению (с китайской колеи на российскую и наоборот). Подвижной состав (платформы) не успевают возвращать за новыми партиями. Получается, что контейнеры могут храниться на погранпереходе долгое время. Такая же ситуация может быть и в портах Владивостока и Находки: поезда не успевают забрать оттуда прибывший груз», – комментирует специалист.
Обе эти ситуации могут привести к перегрузу контейнерных площадок, когда ставить новоприбывшие контейнеры будет некуда, считает эксперт: «Особенно критично это для прямого ж/д сообщения, когда поезда с контейнерами «бросают» на несколько дней в ожидании разгрузки».
Скопление около 150 000 порожних контейнеров в портах и железнодорожных перевалах, особенно в которые доставляются грузы из Китая, одной из больших проблем железнодорожной логистики сегодня назвал и руководитель отдела по работе со средним корпоративным бизнесом ГК Альфа-Лизинг Александр Анкушин: «Отправлять их пустыми обратно китайским грузоотправителям невыгодно, а для российского экспорта в КНР так много контейнеров не требуется». Ситуация привела к удешевлению стоимости данной тары в РФ – 40-футовый контейнер можно приобрести примерно за 600 долларов (против цены в 4200 долларов в феврале прошлого года).
Регулярное расширение номенклатуры грузов, отправляемых в Китай, должно решить проблему профицита контейнеров, считает А. Анкушин.
Вопросы, связанные с актуальными проблемами на железнодорожной сети, производством и ремонтом подвижного состава, будут рассматриваться на Транспортном форуме «Подвижной состав: производство, эксплуатация и ремонт», который состоится 22 февраля 2024 года в г. Москве (отель «Золотое кольцо», ул. Смоленская, д. 5).
Организатор – редакция журнала РЖД-Партнер. Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.
В его рамках, помимо дискуссии, посвященной работе парка подвижного состава на сети РЖД (основным показателям работы вагонов, оценке лишнего парка и др.), пройдет сессия, посвященная анализу и оценке производства грузовых вагонов, а также сессия о ремонте подвижного состава (развитие ВРП, качество ремонта, вопросы цифровизации и др.).
Регистрация участников: по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте: conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы форума.