На сегодняшний день перевозчик, являющийся одновременно владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не имеет гарантий грузоотправителя по предъявлению грузов к перевозке, продолжают авторы законодательной поправки. Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal1520, считает, что если документ получит одобрение депутатами Госдумы в первоначальном виде, то РЖД только выиграют, так как железнодорожный перевозчик получит гарантированный доход вне зависимости от рыночной ситуации.
«А вот для грузоотправителей возникнут многочисленные риски необоснованного увеличения транспортных расходов», – продолжает она.
Согласно действующему законодательству естественная монополия обязана предоставлять всем участникам рынка равный доступ к услугам. Но соглашение «вези или плати» предусматривает преференции в доступе к услугам монополии, его получают те компании, которые заключили соглашение. Получается, крупный грузоотправитель, заключив с монополией соглашение, лишает возможности на отправку грузов всех иных грузоотправителей.
«Есть ряд станций, на которых вопрос о пропускной способности стоит остро и возникают регулярные споры по вопросу приема груза к перевозке или подаче вагонов на пути необщего пользования», – рассуждает юрист.
На сегодня при возникновении подобной ситуации грузоотправители могли бы обратиться за защитой конкуренции в ФАС или в суд. После принятия законопроекта такое поведение монополиста будет законным.