Эксперт отметил, что завершение строительства второго этапа Восточного полигона к 2025 году позволит увеличить его провозную способность до 180 млн тонн в год, создав профицит в 28 млн тонн, относительно планируемых объемов через контрольное сечение за 2024 год. Эти дополнительные объемы можно будет использовать для перевозки как угля, так и других грузов при условии сохранения текущей провозной способности железной дороги и эффективного использования инновационного подвижного состава.
«Мы проанализировали эти объемы и предлагаем из 28 миллионов тонн 10 отдать под угольную промышленность, и почти 18 миллионов тонн — под остальные грузы. Таким образом, мы просим для угольной отрасли только 36% от общего объема прироста пропускной способности. Как мы видим это распределение: 5 миллионов тонн упадет на Кемеровскую область, на Кузбасс, что приблизит исполнение грузоперевозок к цифрам, приведенным в поручении Президента. Остальные объемы необходимо пропорционально поделить между другими регионами в соответствии с их ретроспективными данными о перевозках», — сообщил Евгений Большой.
Он акцентировал внимание на необходимости использования существующих возможностей по увеличению провозной способности железнодорожной инфраструктуры. Например, метод транспортировки контейнеров в полувагонах уже доказал свою эффективность на Дальнем Востоке, позволив перевезти порядка 10 миллионов тонн грузов. Это один из удачных примеров кросс-функционального взаимодействия.
«Продолжение программы по перевозке контейнеров в полувагонах с сохранением скидок на тарифы реализует возможность сэкономить 2,3 млрд рублей и дополнительно перевезти 10 млн тонн грузов по итогам 2024 года. Но для того, чтобы система работала эффективно, необходимо обеспечить контроль за движением таких поездов, чтобы они двигались с установленной скоростью и беспрепятственно возвращались на места погрузки, исполняя сервисные контракты», — подчеркнул он.
Также Евгений Большой отметил положительную работу железнодорожников по оптимизации погрузки контейнеров в полувагоны. Например, усовершенствование этого процесса ускорило погрузку на 30%. Значительно сократилось время на подготовку вагонов под погрузку контейнеров.
В конце своего выступления он подчеркнул, что для достижения синергетического эффекта требуются согласованные действия по обеспечению тяговых ресурсов, диспетчерскому контролю и оптимизации процессов. Кроме того, необходима разработка долгосрочных алгоритмов учета обеспеченности подвижным составом, чтобы избежать дисбаланса между мощностями сервисных компаний и заявками Перевозчика.