Однако сейчас встречается практика, когда суды уходят от наличия только этих формальных оснований, говорит юрист.
«Расширяется круг доказывания. Однако это не говорит о том, что данная позиция в пользу перевозчика либо грузополучателя. Она рассчитана на то, чтобы убедиться в обоснованности начисления данной платы», – считает И. Буцаленко.
Она привела в пример постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.10.2020 по делу № А32-27944/2019, в котором суд приходит к выводам, что же является превышением технологического оборота вагонов: «Суд говорит, что перевозчику необходимо подтвердить занятость всех фронтов выгрузки, а также вместимости путей необщего пользования». В круг доказывания также входят: последствие указанного превышения (к чему приводит занятость станционных путей, выставочных путей), угроза заполнения станции назначения. Раскрывается понятие, что такое анализ занятости, указывается, что он должен быть в «динамике».
Это «красная линия» по данным спорам. Мы встречаем это во многих судах по спорам о взыскании платы за нарушение сроков доставки. Указано, что этот анализ должен представлять соотношение того объема вагонов, которые отставлены, с тем объемом, потоком вагонов, которые находятся на станции – на путях необщего пользования. Из своей практики: я пользуюсь привязкой к перерабатывающей способности. Это очень индикативно для судей. Это тот базис, который им становится понятен», – рассказала юрист.
Если обобщать опыт, то, отметила эксперт, при взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (брошенные поезда) допускаются к оценке судом следующие обстоятельства:
- причины неуборки вагонов с путей необщего пользования;
- занятость путей необщего пользования, выставочных путей станции (единовременно);
- угроза заполненности станции;
- форс-мажоры;
- особенности подписания АОФ;
- отсутствие локомотива;
- пороки в составлении перевозчиком сопроводительной документации;
- извещение перевозчиком грузополучателей о задержке вагонов;
- соблюдение интервальности подачи вагонов/суточного плана подвода поездов;
- принятие вагонов с аналогичным грузом наряду с простоем брошенных вагонов;
- срок исковой давности.