+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.03.2025 09:20:42
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

При рассмотрении дел о назначении платы за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава суды начали отходить только от формальных оснований

Об этом гласит судебная практика, рассказала на деловом семинаре «Претензионная работа на железнодорожном транспорте», организованном РЖД-Партнером, юрист, управляющий партнер ЛогистикаКонсалт Ирина Буцаленко.
Как напомнила эксперт, данная плата делится на две – отставление вагонов в пути следования (брошенные поезда – код 831) и простой вагонов на путях общего пользования на станции назначения в ожидании подачи выгрузки грузов, погрузки (станционная плата – код 885). В первом случае формальные условия, что необходимы для начисления данной платы, – это превышение грузополучателем/ветвеладельцем технологического оборота вагонов и истечение срока доставки, во втором – занятость фронта выгрузки.
Однако сейчас встречается практика, когда суды уходят от наличия только этих формальных оснований, говорит юрист.

«Расширяется круг доказывания. Однако это не говорит о том, что данная позиция в пользу перевозчика либо грузополучателя. Она рассчитана на то, чтобы убедиться в обоснованности начисления данной платы», – считает И. Буцаленко.

Она привела в пример постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.10.2020 по делу № А32-27944/2019, в котором суд приходит к выводам, что же является превышением технологического оборота вагонов: «Суд говорит, что перевозчику необходимо подтвердить занятость всех фронтов выгрузки, а также вместимости путей необщего пользования». В круг доказывания также входят: последствие указанного превышения (к чему приводит занятость станционных путей, выставочных путей), угроза заполнения станции назначения. Раскрывается понятие, что такое анализ занятости, указывается, что он должен быть в «динамике».

Это «красная линия» по данным спорам. Мы встречаем это во многих судах по спорам о взыскании платы за нарушение сроков доставки. Указано, что этот анализ должен представлять соотношение того объема вагонов, которые отставлены, с тем объемом, потоком вагонов, которые находятся на станции – на путях необщего пользования. Из своей практики: я пользуюсь привязкой к перерабатывающей способности. Это очень индикативно для судей. Это тот базис, который им становится понятен», – рассказала юрист.
Если обобщать опыт, то, отметила эксперт, при взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (брошенные поезда) допускаются к оценке судом следующие обстоятельства:

  • причины неуборки вагонов с путей необщего пользования;
  • занятость путей необщего пользования, выставочных путей станции (единовременно);
  • угроза заполненности станции;
  • форс-мажоры;
  • особенности подписания АОФ;
  • отсутствие локомотива;
  • пороки в составлении перевозчиком сопроводительной документации;
  • извещение перевозчиком грузополучателей о задержке вагонов;
  • соблюдение интервальности подачи вагонов/суточного плана подвода поездов;
  • принятие вагонов с аналогичным грузом наряду с простоем брошенных вагонов;
  • срок исковой давности.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions